Страны СНГ стали менее привлекательными для фармэкспорта из России

28 февраля 2020

Регулирование цен на лекарства - главная причина вывода с рынка некоторых стран лекарств международных производителей. Об том шла речь на фармацевтическом форуме стран ЕАЭС и СНГ.

Ценовое регулирование на фармрынке Молдовы началось в 2015 году. С тех пор количество лекарств в национальном реестре снизилось почти наполовину: с 6,5 тыс. до 3,4 тыс. наименований. В ноябре 2019 года Агентство по медикаментам признало, что к этому привела ценовая политика, рассказал коммерческий директор и директор по развитию бизнеса фармкомпании Dita EstFarm из Молдовы Григоре Морару.

Ограничение цены наиболее чувствительно для производителей на небольших рынках, объясняет директор по странам СНГ и Балтии Stada Олег Вражнов. "Когда Азербайджан запрашивает определенную цену у производителя, он понимает, что она реферуется со стоимостью препарата в Турции, Молдавии, Болгарии, компания делает выбор в пользу большего рынка", - говорит он.

С тех пор как Азербайджан в 2017 году стал регулировать цены, Stada вывела с рынка десять продуктов. По данным IQVIA, в 2014 году в стране было 7,1 тыс. торговых наименований лекарств, в 2019 году - 5,3 тыс.

Регулирование цен наберет обороты в других странах. В 2019 году вышел приказ Минздрава Республики Казахстан, предписывающий зафиксировать цены на все лекарства, в том числе безрецептурные. "Мы очень надеемся, что положение приказа о регулировании цены на безрецептурные лекарства отменят", - отметил президент Ассоциации международных фармацевтических производителей в Казахстане Вячеслав Локшин.

Самый осторожный в плане ценовой политики Кыргызстан. В 2020 году страна проводит пилотный проект по регулированию цен на жизненно необходимые лекарства. Зафиксирована цена на 55 МНН (около трехсот торговых наименований). После проведения эксперимента цены зафиксируют и для всех лекарств из перечня жизненно необходимых, рассказала ведущий специалист сектора мониторинга ценообразования Департамента лекарственного обеспечения и медицинской техники Минздрава Кыргызской Республики Бегимай Калыбекова.

Из четырех стран - участниц ЕАЭС цены не регулируются только в Армении. Ценовое давление - не единственная причина вывода лекарств с небольших рынков СНГ, говорит Вражнов. Еще она - требование подавать лекарство в упаковке, созданной специально для конкретной страны. "Часто для рынка небольшой страны надо поставить 5-20 тысяч упаковок. А теперь посчитаем. Производственная линия за одну минуту выпускает 400 блистеров. В час 24 тысячи блистеров. На стандартную переналадку производственной линии требуется около 4 часов. За один цикл выпускается 96 тысяч блистеров или около 50 тысяч упаковок. То есть каждый раз, выпуская партию для какой-то страны СНГ, мы недопроизводим десятки тысяч упаковок", - заключил он.

Рано или поздно во все эти страны придет маркировка, это тоже затратный процесс. Чтобы найти выгоду на том или ином рынке, надо постараться, говорили участники форума в кулуарах. Ценность ЕАЭС в регуляторике. Одни правила игры для нескольких стран. При этом нормы единого рынка гармонизируются с международными, которые привычны для многих участников рынка.

По словам заместителя директора Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии Джаныл Джусуповой, в 2016-2017 годах приняты документы второго уровня по единому рынку лекарств. Сейчас эти нормы конкретизируют. А производителей призывают перерегистрировать лекарства по общим правилам. Пока ни одного заявления на перерегистрацию не подано, в реестре ЕАЭС до сих пор регистрировались новые лекарства, всего их пока