Вакцинацию преподносят как лекарство от COVID-19. Но это не так. Вакцина - это эффективный, но всего лишь один из важных элементов в борьбе с пандемией. В общественном же сознании, да и в сознании экспертного научного сообщества произошла "перекоммутация": вакцины устойчиво стали ассоциироваться с лекарственными препаратами. Но вакцины не лечат, а обеспечивают лишь дополнительные степени защиты и соответственно дополнительные степени свободы поведения в социуме.
Про вакцины мы уже очень много знаем. Даже на бытовом уровне. Американский толковый словарь Merriam-Webster выбрал словом 2021 года "вакцину". Количество запросов по слову "вакцина" возросло на 601% по сравнению с предыдущим годом и на 1048% по сравнению с 2019-м.
Выявлены социально-политические и экономические последствия вакцинирования. На середину декабря жители планеты получили около 8,5 млрд доз вакцины. То есть больше половины населения Земли вакцинировано хотя бы одной дозой. Правда, если в развитых странах полностью вакцинировано 65% населения, то в самых бедных хотя бы одну дозу вакцины получило всего 4,1% населения. А эксперты ООН подсчитали, что каждый миллион вакцинированных людей в среднем повышает глобальный ВВП почти на 8 млрд долл.
На данный момент только в РФ зарегистрировано семь вакцинных препаратов для профилактики COVID-19. Но вот про такие же эффективные лекарственные препараты информации почти нет. На фоне спринтерской гонки в создании вакцин как-то странно выглядят "приключения" с клиническими испытаниями единственного российского противовирусного препарата нового семейства, созданного в Институте органической химии Уральского отделения РАН. Между тем ковид имеет шанс "превратиться в обычный грипп" (как нам это предсказывали еще в самом начале пандемии некоторые эксперты) только при условии создания антивирусной "волшебной таблетки", которая именно лечит. То есть убивает вирус, уже проникший в организм.
Комментарии дают эпидемиологи, молекулярные и просто биологи, иммунологи, вирусологи, даже физики и математики- Химики ведут себя значительно скромнее. Обывательский вопрос "где таблетка?" пока остается без ответа. Вот и на декабрьской научной сессии Общего собрания Российской академии наук, полностью посвященной проблеме борьбы с COVID-19, про конкретные разработки или хотя бы направления, по которым ведутся исследования лекарств от ковида, сделано три доклада. А всего на сессии было заявлено более 40 сообщений.
В мире число патентов в области фармацевтики растет на 4% в год; в России этот показатель последние 10 лет практически стагнирует. На заседании Президиума РАН 23 марта 2021 года, специально посвященном развитию химии и химической промышленности, приводились такие цифры. Общий объем мирового химического производства достигает 4 трлн долл. (8,3% мирового ВВП). Россия производит химической продукции примерно на 54 млрд долл. Китай - более чем на 1 трлн, ЕС - 565 млрд, США - 530 млрд. Китай за последние 10 лет увеличил инвестиции в химию более чем в три раза, США - в два раза. Доля химического комплекса в ВВП России занимает 1,1% (в Китае - 8,9%; в Японии - 8,2%; ФРГ - 6,9%; США - 6,1%). "Состояние химической промышленности уже вызывает опасения с точки зрения национальной безопасности, - отмечал академик Михаил Егоров. - Так, большинство товаров, например 100% катализаторов и 90% полимерных материалов, ввозится из-за рубежа".
И это не только внутренняя проблема РФ. Состояние химического комплекса страны, возможно, одна из причин того, что Всемирная организация здравоохранения так упирается в вопросе признания отечественных вакцин от COVID-19.