"Омикрон" убивал пожилых в США быстрее "дельты"

04 июня 2022

Обманчивая мягкость варианта "омикрон", сравнительный анализ разных схем вакцинации на предмет эффективности и на что можно рассчитывать в будущем при повторных заражениях — в еженедельном обзоре зарубежных СМИ.

Вариант коронавируса "омикрон" с самого начала считался более мягким, чем "дельта", так как реже вызывал осложнения и смерть. Но за четыре месяца "омикроновой" волны в США умерло почти столько же людей в возрасте от 65 лет, сколько за полгода с "дельтой". Об этом рассказывает The New York Times.

До появления вакцин от COVID-19 умирало непропорционально много пожилых людей. Разрыв сохранился и после этого, но во второй половине 2021 года доля американцев среднего возраста среди умерших увеличилась: сначала прививали тех, кто старше, поэтому они были лучше защищены.

Осенью 2021-го умерло на 75% меньше людей в возрасте от 85 лет, чем зимой 2020-го, а среди тех, кому около 40 лет, этот показатель вырос более чем втрое. Смертность среди самых пожилых американцев ненадолго вернулась к допандемийному уровню.

С появлением "омикрона" картина снова стала походить на ту, что была в 2020 году. С одной стороны, эта разновидность вируса более заразная и легче ускользает от иммунной системы, чем остальные, а с другой — защита пожилых людей, которая изначально была хуже, ослабла, ведь после вакцинации прошло много времени. К середине мая более чем четверть американцев старше 65 лет не прививались как минимум год, а более половины — полгода.

Вдобавок до "омикрона" переболела всего лишь треть пожилых американцев (среди тех, кто младше 50 лет, — около двух третей), поэтому многие заразились впервые, а такие чаще болеют тяжело. Наконец, зимой люди стали менее осмотрительными, а ограничения смягчились, поэтому риск заразиться вырос. В результате доля пожилых среди умерших снова увеличилась.

Число полученных прививок важнее их марки

Ученые из Китайского университета Гонконга обработали результаты исследований эффективности вакцин от COVID-19, в которых в целом поучаствовало более 100 млн человек. Главный вывод: после трех доз защита надежнее, чем после двух, независимо от того, какие вакцины использовались. О работе рассказывает The Guardian.

В клинических исследованиях обычно проверяют только одну вакцину, сравнивая ее с плацебо. О комбинациях препаратов известно намного меньше. Ученые из Гонконга привели к общему знаменателю данные из 53 научных статей, где в общем счете рассмотрены 24 схемы вакцинации.

Три дозы — неважно, вводился один и тот же препарат или разные, — сравнительно хорошо защищают от заражения разными вариантами коронавируса и госпитализации из-за COVID-19, в том числе людей старше 65 лет и тех, у кого подавлена иммунная система. Третья доза необходима, чтобы защититься от заражения вариантом "омикрон".

Лучше всего себя показали мРНК-вакцины (их производят Pfizer и Moderna). Для ревакцинации авторы работы советуют использовать именно их. Насколько хорошо три дозы защищают от смерти, авторы данных не имеют, поскольку им не удалось исключить влияние сопутствующих факторов.

Повторные заражения: на что рассчитывать в будущем?

Почти наверняка все мы будем заражаться коронавирусом снова и снова. У экспертов нет единого мнения, чем это может обернуться в отдельных случаях и для всего общества, но есть предположения. О них рассказывает The Atlantic.

Первый вопрос: как часто люди будут болеть. Некоторые инфицировались чуть ли не в каждую волну, но, скорее всего, дальше такие примеры станут редкостью. Так, между заражениями вирусами гриппа, как правило, проходит от двух до пяти лет, у взрослых — еще больше. Схожая периодичность наблюдается и с четырьмя коронавирусами, вызывающими простуду (229E, OC43, NL63 и HKU1).

По мнению экспертов, в будущем COVID-19 будет протекать легче, чем сейчас, но это не значит, что инфекция станет безобидной. Коронавирус способен поражать самые разные ткани и органы: сердце, мозг, печень, почки, кишечник. Как скажутся на организме повторные инфекции, неизвестно.

Тяжесть COVID-19 может в среднем снизиться, но пока рано говорить, насколько и надолго ли. Кроме прочего, это может зависеть от наследственной предрасположенности, возраста, сопутствующих заболеваний, доступа к медицинской помощи, а также от того, как часто и в каких количествах попадается вирус. Вероятно, вакцинация и иммунитет после прошлых заражений снизят риски, постепенно совершенствуя защиту, но полностью их не устранят.

Отдельная проблема — постковидный синдром, или "долгий ковид". Возможно, каждое заражение несет риск, а может, риски и вовсе накапливаются. На борьбу с вирусом уходит много сил, и всякий раз есть вероятность, что будут повреждены ткани организма. Но это всего лишь предположение, и не все эксперты с ним согласны.

Трудность заключается в том, что для исследования повторных заражений нужно долго наблюдать за большими группами людей и выявлять в том числе и бессимптомные инфекции. По этой же причине ученые, вероятно, недооценивают опасность привычных сезонных инфекций.

Почти никто не может рассчитывать, что никогда не встретится с вирусом. Вероятность заболеть зависит не только от свойств SARS-CoV-2 и состояния иммунной системы, но и от правил и поступков. Ношение масок, проветривание помещений, оплачиваемые больничные — благодаря всему этому люди реже заражаются. А чем реже они заражаются, тем меньше рискуют.

Кроме того, накапливаются знания о вирусе и вызываемой им болезни — чем больше знаний, тем проще справиться. По мнению опрошенных экспертов, пока знаний недостаточно, поэтому никто из них не хочет брать лишние риски. Любое повторное заражение может быть опасным.