В Едином плане Правительства РФ по достижению национальных целей развития до 2030 г. и на перспективу до 2036 г. установлено, что к 2030 г. продолжительность ЗВУТ (заболеваемость с временной утратой трудоспособности) должна сократиться на 15%, якобы за счет увеличения количества граждан, ведущих здоровый образ жизни. Это опасно. Поясню.
Во-первых, до начала пандемии в 2019 г. в РФ ЗВУТ и так была в 2,1 раза ниже, чем в странах ЕС (соответственно, 5,9 и 12,6 дней на 1 чел. в год). При этом здоровье трудоспособного населения у нас не лучше, а хуже, чем у них. Об этом говорят высокие показатели смертности населения в трудоспособном возрасте (17-64 лет) в РФ: у мужчин они в почти в 3 раза выше, чем в странах ЕС (соответственно, 877,7 и 308,1 на 100 тыс. населения), а у женщин - в 2,1 раза выше (соответственно, 306,9 и 148,0). То есть российские работники не долечиваются.
Во-вторых, с 1995 по 2019 г. в РФ ЗВУТ снизилась в 1,4 раза (с 8,1 до 5,9 дней на 1 работника), при этом смертность населения трудоспособного возраста с 1990 г. осталась на том же уровне (соответственно, 4,9 и 4,8 случая на 1 тыс. населения соотв. возраста). Более того, сегодня в РФ, по сравнению с советским временем, на 22% увеличилась доля лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами (соответственно, 45% и 37% от всего числа взрослых лиц, впервые признанных инвалидами).
В-третьих, эффект от ведения здорового образа жизни, как правило, отсроченный. Например, по прогнозам специалистов Йельской школы общественного здоровья (2024 г.), в США при внедрении комплексных федеральных мер, охватывающих все население, эффект по снижению распространенности потребления табака за 10 лет (с 2021 по 2030 г.) составит 2% п.п. (снижение с 15 до 13%), а ощутимый эффект по улучшению здоровья и снижению смертности начинается через 15 лет.
В-четвертых, при таком крайне неблагоприятном уровне смертности трудоспособного населения вызывает серьезноесомнение декларируемое ФСС и Росоздравнадзором улучшение показателей, связанных с этой группой населения. Якобы в период с 2012 по 2019 гг. в РФ произошло сокращение в 2,8 раза (с 4,2 до 1,5 на 100 тыс. всех работающих) численности пострадавших на производстве со смертельным исходом. В результате этот показатель стал на 15% ниже, чем в "новых-8" странах ЕС , и на 21% ниже, чем в "старых" странах ЕС [1] (соответственно, 1,5; 1,8; 1,9 на 100 тыс. работающих) [2] .
Далее, в этот же период якобы произошло снижение в 1,7 раза профессиональной заболеваемости (с 1,71 до 1,03 на 10 тыс. работающих). В результате этот показатель в нашей стране стал в 5 раз ниже, чем в "новых-8" странах ЕС и в 16 раз ниже (!), чем в "старых" странах ЕС (соответственно, 2,5; 13; 41 случаев на 100 тыс. населения).
На самом деле, такое "улучшение" связано не со снижением профессиональной заболеваемости, а с ее недовыявлением, которое произошло в результате разрушения существовавшей в советское время системы охраны здоровья трудящихся граждан. Повсеместно закрыты цеховые врачебные, фельдшерские участки и поликлиники, ведомственные больницы, профилактории и санатории (некоторым исключением являются ОАО "РЖД" и ОАО "Газпром"). Следует также отметить, что многие работники из боязни потерять заработок скрывают ухудшения в состоянии здоровья. Кроме того, в РФ статистический учет несчастных случаев на предприятиях и профессиональной заболеваемости ведется четырьмя разными ведомствами по разным методикам: Росстатом, Рострудом, ФСС и Роспотребнадзором [3] .
В РФ для восстановления здоровья трудящихся надо не снижать ЗВУТ и тем самым экономить средства ФСС, а наоборот, предоставлять заболевшим работникам возможность восстановить здоровье. А именно: находиться на больничном листе без страха потерять заработок; бесплатно получать лекарства в амбулаторных условиях (у нас это распространяется только на тех, кто имеет социальные льготы); иметь более широкие возможности для санаторно-курортного лечения и реабилитации. Ежегодно должен предоставляться объективный доклад Президенту и Государственной Думе РФ о состоянии здоровья трудоспособного населения.
[1] "Новые-8" страны ЕС включают: Чехию, Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению.
[2] Расчет ВШОУЗ по ОЭСР по данным абсолютных показателей числа работающих и травм, приведших к смерти.
[3] Росстат формирует показатели производственного травматизма на основе выборочного обследования и охватывает около 40% работающего населения РФ с утратой трудоспособности на 1 день и более, причём преимущественно на вредных и опасных условиях труда. Роструд регистрирует тяжелые и несчастные случаи, а ФСС ведет учет только страховых случаев. В этой связи данные по общему травматизму несопоставимы между РФ и другими странами, где учитываются случаи травматизма на всех видах предприятий, в том числе и легкие травмы. Более того Росстат ведет учет случаев травматизма со смертельным исходом в расчете не на все работающее население, а только по отдельным видам экономической деятельности. Роспотребнадзор и Росстат ведут учет проф. заболеваемости.