Рецепт на информатизацию

24 февраля 2022

Минздрав предлагает унифицировать функционал региональных медицинских информационно-аналитических центров (МИАЦ), которые призваны курировать процессы цифровизации здравоохранения в субъектах РФ, в том числе в части реализации федерального проекта по созданию единого цифрового контура государственной медицины. При этом министерство намерено зафиксировать подчинение МИАЦ Минздраву, хотя в ряде регионов они сейчас находятся в ведении профильного Минцифры. Однако источник “Ъ” в отрасли утверждает, что разногласий не будет - ведомства распределили полномочия, и "внутренняя" цифровизация медицины в силу специфики оставлена за Минздравом.

Минздрав предложил определить функции и принципы работы МИАЦ - проект постановления "Об утверждении Типового положения о медицинском информационно-аналитическом центре" опубликован на regulation.gov.ru. Напомним, Минздрав занимается цифровизацией здравоохранения с 2011 года, но в силу специфики управления в отрасли (региональные минздравы подчиняются не профильному федеральному министерству, а правительству субъекта РФ) и из-за неполноты нормативных документов регионы запускали неоднородные проекты в этой сфере. Например, региональные системы единого цифрового контура в здравоохранении (включают в себя несколько разделов, от электронных медкарт и онлайн-записи к врачам, реестров пациентов, диагнозов, назначений и покупок лекарств до данных о высокотехнологичной помощи) были сделаны по разным стандартам. После 2018 года, когда Минздрав объявил о необходимости объединить данные, это вызвало различные проблемы интеграции.

Теперь ведомство предлагает считать МИАЦ "медорганизацией особого типа" в подчинении регионального минздрава, занятой сбором, обработкой и анализом данных в здравоохранении, медицинской статистики и цифровой трансформации отрасли.

Основные цели центров - реализация единого цифрового контура в рамках регионального компонента нацпроекта "Здравоохранение" и интеграция с региональными государственными информсистемами (ГИС) фондов обязательного медицинского страхования субъектов РФ - они оцифровывают необходимые им данные в рамках своего ведомственного проекта. Еще одно направление работы, которое Минздрав предлагает закрепить за МИАЦ,- сбор, обработка и анализ медстатистики, в том числе данных о причинах смерти населения, и формирование показателей и прогнозов для регионального здравоохранения, в том числе внедрение новых способов сбора данных и разработка новых справочников и классификаторов показателей в ГИС.

При этом МИАЦ уже есть в ряде регионов. Они возникли в русле информатизации здравоохранения в субъектах, однако отсутствие федерального стандарта, очевидно, вызвало разнобой и в их работе. Как отмечает директор по развитию проекта Webiomed Александр Гусев, если в ряде регионов МИАЦ - "флагманы цифровизации", то где-то они просто "собирают статистическую отчетность". "Отрасль давно просила Минздрав унифицировать их деятельность, и этот документ, по крайней мере, даст регионам желаемый ориентир",- отмечает он.

В то же время проект Минздрава может натолкнуться на необходимость урегулировать отношения с Минцифры - в ряде регионов центры находятся в его подчинении в рамках цифровизации госуправления.

Впрочем, в последнее время ведомства все-таки разграничили полномочия: Минцифры стремится заниматься сервисами, с которыми взаимодействуют непосредственно граждане, в то время как Минздрав занимается именно отраслевыми цифровыми решениями.