Экспертное сообщество разработало дополнения в Программу государственных гарантий (ПГГ) на 2023 год, касающиеся терапии онкологических заболеваний. Предложения представил заместитель директора по реализации федеральных проектов НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Тигран Геворкян на XXVI Российском онкологическом конгрессе 16 ноября.
Наиболее важные дополнения: установить на федеральном уровне или отдельно для регионов минимально допустимый финансовый норматив в рамках льготного лекарственного обеспечения за счет средств соответствующих бюджетов для таблетированных препаратов; сформировать экономически обоснованные тарифы на лечение заболеваний; увеличить оплату радикальных хирургических методов лечения из перечня высокотехнологической медпомощи вне ОМС (ВМП-II); обеспечить федеральное финансирование амбулаторной помощи в федеральных НМИЦ онкологического профиля.
Сегодня расходы на льготное лекарственное обеспечение одного пациента между регионами могут отличаться на порядок — от 26,7 до 437,13 руб., такая разница недопустима, пояснил эксперт. То же касается стоимости диагностических исследований — КТ и МРТ. Размер тарифа на исследование в некоторых регионах по сравнению с тарифом, установленным в территориальной программе Московского городского фонда ОМС, может отличаться в два и более раза.
Геворкян считает необходимым участие экспертов НМИЦ и главных внештатных специалистов в формировании технологических карт, на основе которых территориальные фонды ОМС будут считать тарифы и структуру услуги по диагностическим и молекулярно-генетическим исследованиям, патологоанатомической диагностике. Тарифы на хирургическое лечение были актуализированы, но методика их расчета не понятна, отметил специалист.
«Необходимо увеличить тарифы на радикальные хирургические методы лечения в перечне ВМП-II, обеспечив прозрачный механизм ценообразования. Хирургическое лечение вносит наибольший вклад в снижение смертности», — пояснил Геворкян.
По его словам, необходима дифференциация тарифов на противоопухолевую лекарственную терапию: есть вопросы по рациональному применению дорогостоящих схем. Это создает риски неэффективного расходования финансовых средств, ограничения использования отечественных лекарственных препаратов, уточнил специалист.
Он обратил внимание на тот факт, что в новом разделе программы по сопроводительной терапии для онкобольных нет информации по источнику финансирования. Также в ПГГ до сих пор не включены референс-центры, наделенные новым порядком онкологической помощи функцией экспертной поддержки медучреждений. В отсутствие должного финансирования создаются риски невыполнения мероприятий федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», предупредил Геворкян.
Предлагается также актуализировать, с учетом заболеваемости, нормативы объемов и финансовых средств для патологоанатомических и молекулярно-генетических исследований с учетом анализа исполнения за 2022 год и определить минимально допустимый перечень таких исследований с учетом клинических рекомендаций. «Ежегодно объемы молекулярно-генетических, патологоанатомических исследований в одном регионе не осваиваются, в другом их перевыполняют», — уточнил специалист.
Есть проблемы с оказанием помощи в федеральных центрах: доступность амбулаторной помощи в НМИЦ ограничена, и из-за сложности направления пациентов помощь часто оказывается на платной основе при наличии соответствующего финансирования в ПГГ, заявил Геворкян.
В мае Росздравнадзор сообщил о двукратном росте числа признанных обоснованными жалоб на доступность медпомощи в федеральных организациях. Чаще всего граждане жаловались на трудности в получении помощи по профилям «онкология» и «кардиология». За два года значительно увеличилось число обращений, связанных с хирургией. Позднее факт недостаточной осведомленности региональных медучреждений в вопросах преемственности оказания медицинской помощи и новых правилах маршрутизации в федеральные центры подтвердили в Центральном НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава. Уточнялось, что такие выводы были сделаны по итогам проверки более 70 медорганизаций в 2021 году и первом полугодии 2022-го в 20 регионах.