В настоящее время в федеральном законе не закреплены понятия «государственный реестр курортного фонда Российской Федерации», «государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации» и нормы, определяющие подходы к их созданию и ведению.
В госреестр, говорится в законопроекте, будут вноситься данные о лечебно-оздоровительных местностях, курортах и курортных регионах (районах), о природных лечебных ресурсах и о санаторно-курортных организациях независимо от их форм собственности и ведомственной подчиненности.
В реестр предлагается вносить следующие сведения и документы о санаторно-курортных организациях: информация о юрлице из ЕГРЮЛ, информация об обособленных подразделениях юрлица, контактные данные, тип санаторно-курортной организации в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, профиль медипомощи, наименование курорта, курортного региона (при наличии), информация об объектах недвижимости, о периодах функционирования, перечень используемых природных лечебных ресурсов, информация о структуре (отделения, кабинеты) и коечном фонде, в том числе по профилям медпомощи, работам и услугам, перечень применяемых медицинских технологий, информация о количестве медицинских и фармацевтических работников (с указанием числа штатных и занятых должностей) и информация об организации лечебного питания.
По задумке авторов, реестр курортного фонда будет состоять из федерального, регионального и местного сегментов, а санаторно-курортные организации будут разбиты по регионам. В пояснительной записке к законопроекту указано, что такой подход имеет важное значение для создания объективной и достоверной информационной базы, стратегического планирования развития курортной отрасли в целом и формирования инвестиционного климата.
Минздрав пытается упорядочить работу государственных и частных санаториев еще с середины 2000-х годов. В 2007 году уже был разработан порядок ведения государственного реестра курортного фонда для учета и развития потенциала отечественных здравниц. В соответствии с принятой в ноябре 2018 года Стратегией развития санаторно-курортного комплекса России, к 2024 году в реестр должно войти не менее 90% профильных организаций.
По состоянию на 1 октября 2020 года в реестр курортного фонда включены сведения о 1 733 санаторно-курортных организациях всех форм собственности. По данным Росстата за 2019 год, в России 1 777 таких организаций. Кроме того, реестр курортного фонда содержит 265 записей о лечебно-оздоровительных местностях, курортах и курортных регионах (районов).
В июле 2022 года стало известно, что в Госдуме разработали законопроект о масштабировании курортного сбора на все регионы России. Сейчас такую практику в пилотном режиме используют в Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях – туристы, проживающие в отелях или пребывающие в санаториях, обязаны платить в среднем 50 рублей в сутки, а собранные средства в итоге направляются на развитие туристической инфраструктуры региона. Депутаты предлагают использовать более широкий термин «туристический сбор», повысить ставку до фиксированных 100 рублей и использовать меру во всех субъектах страны.