Минздрав признал, что около половины машин скорой помощи в России - изношены

08 декабря 2019
Автопарки обновляются, но часто новая техника недоукомплектована, деньги на ремонт не всегда выделяются, а водителей наказывают за попытку починить неисправности. Врачи боятся не только за жизнь пациентов по дороге в больницу, но и за свою собственную.

Согласно ГОСТам, автомобили скорой медицинской помощи делятся на три класса. Класс A - для санитарной эвакуации пациентов без явных признаков угрозы жизни, класс B - для оказания скорой медицинской помощи, санитарной эвакуации и мониторинга состояния организма и класс C, или реанимобиль, - для проведения мероприятий "скорой", в том числе скорой специализированной медицинской помощи.

Самый распространенный сегодня - автомобиль класса B. По данным Минздрава, их износ по стране составляет 36%, сообщают “Известия”. Самая плачевная ситуация - у машин класса A - 70% износа. Среди реанимобилей замене подлежит 44% транспорта.

Попытки обновить автопарк предпринимались и раньше, но их эффективность оставляла желать лучшего. В 2017 году Счетная палата выяснила, что более 5 млрд рублей, выделенных на обновление парка автомобилей скорой помощи, были израсходованы Минпромторгом с нарушениями. В частности, не был проведен расчет цены контрактов, ряд автомобилей был оснащен в нарушение стандартов, а часть транспорта и вовсе была не оборудована согласно установленным требованиям. Эту задачу взяли на себя другие организации, о которых Минпромторг умолчал.

"По сути, приобретались обычные машины, не приспособленные для нужд "скорой", а затем сторонние организации ставили на них всё необходимое оборудование, - рассказал "Известиям" медицинский юрист Андрей Бендер. - И хотя по тендеру подразумевается, что деньги были выделены на автомобили с полным оснащением, еще 419 млн рублей в 2017 году потребовалось на их оборудование".

Дополнительных затрат потребовало и превращение автомобилей "скорой" в реанимобили. "В обычной "скорой" - минимум оборудование и носилки, допустим, но автомобили для специализированной медпомощи требуют совершенно другого оснащения. На доработку машин по профилю анестезиологии и реаниматологии потребовалось еще 118 млн. Выходит, что по документам авто закуплены, а когда приходят на территорию больницы, оказывается, что они пустые, нужно возвращать на доработку", - рассказывает юрист.

Вопросы специалистов вызвала и география обновления. Больше всего новых автомобилей поступило в Московскую и Саратовскую области, в Краснодарский край, Санкт-Петербург и Республику Башкортостан.

В следующем году Минпромторг получил из федерального бюджета и резервного фонда правительства еще 10 млрд рублей на закупку автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов. Теперь никаких нарушений обнаружено не было. Бюллетень, опубликованный Счетной палатой, гласит, что на эти средства было закуплено всё необходимое. "В результате потребность в обновлении автомобилей скорой помощи удовлетворена на 32%. Благодаря этим мерам выросла эффективность системы скорой медицинской помощи. Кроме того, централизованная закупка позитивно сказалась на производительности отечественных автоконцернов. В среднем компании-изготовители в 2018 году увеличили производство на 17%. Из недочетов Счетная палата отметила несоблюдение отдельными исполнителями сроков поставок автомобилей в регионы", - говорится в сообщении.