Бережливый лидер. Минздрав подготовил критерии для трех уровней поликлиник
Министерство здравоохранения России представило проект требований, которым должна отвечать поликлиника, претендующая на звание "бережливой". Каждому учреждению будет присвоен определенный уровень - "Базовый", "Прогрессивный", "Лидерский", в зависимости от совершенности работы учреждения.
Новая модель поликлиник разрабатывается и планируется внедряться в рамках нацпроекта "Здравоохранение". По предварительным расчетам, за шесть лет число организаций, участвующих в создании и распространении новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, должно увеличиться с 3% до 72,3%
"Внедрение бережливых технологий направлено в системе здравоохранения, в первую очередь, на создание пациентоориентированной системы оказания медицинских услуг и благоприятной производственной среды для медицинского персонала, повышению имиджа медицинских работников, привлечению в первичное звено здравоохранения молодых специалистов", - говорится в тексте документа, размещенного на портале "Будущее России. Национальные проекты".
Присваивание учреждению одного из трех уровней будет происходить на основе 22 критериев бережливости, которые включают в себя характеристики по планировке и организации подразделений поликлиники, наиболее часто посещаемых пациентами. Прежде всего оцениваться будет регистратура, процедурные кабинеты, кабинеты приема и диагностики и отделения медицинской профилактики.
8 из 22 критериев планируется сделать обязательными для всех учреждений, участвующих в реализации новой модели медицинской организации. Тем организациям, которые отвечают этим критериям, будет присвоен "Базовый" уровень.
Блок обязательных критериев будет сконцентрирован на мероприятиях, направленных на ликвидацию наиболее острых проблем, с которыми сталкивается пациент в медицинском учреждении. Первое - это доступность медицинской помощи, и второе - комфортные условия для нахождения в больнице.
Важным критерием для решения этих задач является управление потоками пациентов, которые хотят пройти диспансеризацию или профилактический осмотр, и тех, кто обращается за другими видами медицинской помощи. Предлагается "развести" их по времени, используя предварительную запись, и в пространстве - создав новые кабинеты.
Чтобы критерий по обеспечению амбулаторного приема был выполнен, пациентов по предварительной записи должно быть не менее 90%, причем половина из них должна иметь возможность записаться на прием из дома - по телефону или через портал услуг.
Для создания комфортных условий пребывания в поликлинике персоналу будет необходимо определить потребность в количестве мест ожидания, оборудовать зоны ожидания и организовать систему информирования и навигации для пациентов. Согласно этому критерию, поиск информации о расположении кабинетов и отделений учреждения должен занимать у пациента не более 30 секунд.
Еще одним требованием для базового уровня бережливой поликлиники является обеспечение прохождения диспансеризации три посещения.
Эти меры уже реализуются в рамках пилотных проектов, начиная с 2016 года. Внедрение данных критериев позволило сократить время ожидания в регистратуре почти в 4 раза, а в кабинете врача - почти в 8 раз. Срок прохождения диспансеризации также сократился почти в 8 раз - с 12 дней до 1-1,5, а время, которое врач уделяет каждому пациенту, увеличилось в 1,5 раза.
Если медицинская организация достигла "Базового" уровня, она может продолжить совершенствоваться, "Прогрессивный уровень" будет присвоен ей в случае соответствия 15-18 критериям. Этот этап подразумевает продолжение улучшения управления потоками пациентов и сокращение числа перемещений пациента по медицинской организации и хождение по одному и тому же маршруту. Для успешной реализации задач на этом уровне руководство должно быть вовлечено и заинтересовано в обучении сотрудников принципам, инструментам и методам бережливого производства.
Медицинским специалистам также предлагается реорганизовать рабочие места по системе 5С, что позволит сделать работу в кабинете более эффективной. Важными критериями в этом блоке являются также увеличение времени непосредственного общения с пациентом во время приема до 50%, а также выравнивание нагрузки между сотрудниками, работающими в одном кабинете, помещении.
Отдельный блок критериев связан с совершенствованием управления запасами медицинской организации. Так, с одной стороны, лекарств и медизделий в организации должно быть всегда в достаточном количестве, но с другой - не должно формироваться таких избытков, которые занимают место на складе, тратят время работников, или хранятся так долго, что у них заканчивается срок годности.
Если помимо базового поликлиника достигла целевых показателей минимум 19 из 22 критериев, ей будет присвоен "Лидерский" уровень.