Минздрав продублировал законопроект об ответственности за несоздание условий для обеспечения медицинской помощи

17 сентября 2019

Минздрав представил на общественное обсуждение второй вариант законопроекта "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за несоздание условий для обеспечения качества и доступности медицинской помощи". При этом предыдущий документ, предусматривающий ответственность должностных лиц медорганизаций и региональных чиновников за эти нарушения, также находится на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, а информация о его движении подверглась корректировке.

Прежний вариант документа был подготовлен в начале февраля по поручению вице-премьера Татьяны Голиковой "в целях реализации положений Федерального закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с учетом применения клинических рекомендаций", однако не прошел оценку регулирующего воздействия (ОРВ). Сегодня информация об этом факте была удалена, однако в заключение об оценке регулирующего воздействия на законопроект, сделанном Минэкономразвития России, указывается, что, согласно закону № 323-ФЗ, "обязанность создавать условия", обеспечивающие соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки ее качества, в соответствии с проектируемой статьей 6.35 не относится к компетенции медицинских организаций. Кроме того, критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные приказом Минздрава от 10 мая 2017 г. № 203н, применяются при оказании медицинской помощи в медицинских и иных организациях в целях оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

В соответствии со ст.16 закона № 323-ФЗ создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья. А согласно п.38 постановления Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения" (ЕГИСЗ), оператором единой государственной информационной системы является Министерство здравоохранения, которое обеспечивает эксплуатацию и развитие единой государственной информационной системы, указывает Минэкономразвития. "Таким образом, перечисленные "условия" в проектируемой статье 6.35 не в полном объеме относятся к обязанностям медицинской организации", - говорится в заключение ведомства и рекомендуется уточнить диспозицию данной статьи.

Что касается статьи 6.36 первой версии законопроекта, предусматривающей установление административной ответственности должностных лиц органов государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья за "непринятие мер по материально-техническому обеспечению деятельности медицинских организаций", Минэкономразвития отмечает, что закон № 323-ФЗ не определяет и не раскрывает объем понятия ‎"меры материально-технического обеспечения деятельности медицинских организаций". Таким образом, остается неясным, непринятие каких именно мер может быть оценено как неисполнение полномочий по обеспечению качества и доступности медицинской помощи.

В новой версии законопроекта Минздрава, представленной на общественное обсуждение 10 сентября 2019 г., статьи 6.35 и 6.36, которыми предлагалось дополнить главу 6 КоАП, переименованы в 6.37 и 6.38. В первой статье, предусматривающей наказание для должностных лиц ЛПУ в виде штрафа в размере до 20 тыс. руб., уточняется, что меры по оснащению медицинской организации и ее структурных подразделений в соответствии со стандартами, предусмотрены не только порядками оказания медицинской помощи, но и положениями об организации оказания медицинской помощи по видам и правилами проведения диагностических исследований. Возражения Минэкономразвития относительно ответственности медорганизаций за невыполнение обязанности по созданию, развитию и эксплуатации медицинских информационных систем медицинских организаций не были учтены. Корректировки по объему ‎"мер материально-технического обеспечения деятельности медицинских организаций" также не последовало.