НИИ Минздрава заявил об отсутствии четких критериев распределения объемов медпомощи

16 апреля 2021

Специалисты Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава видят необходимость в разработке единой методики учета критериев при формировании территориальной программы госгарантий. Кроме того, пересмотра требуют порядок привлечения в систему ОМС частных клиник и распределения объемов медицинской помощи узкоспециализированным и диагностическим центрам.

В российской системе здравоохранения не существует конкретной методики учета критериев и их весовых значений, по которым комиссии по разработке территориальных программ ОМС распределяют объемы медицинской помощи и ее финансового обеспечения, следует из аналитического доклада ЦНИИОИЗ "Оценка причин и последствий масштабных изменений в нормативно-правовом регулировании системы ОМС В 2021 году". Документ опубликован 16 апреля в телеграмм-канале директора института Ольги Кобяковой.

Распределение объемов медпомощи специалисты ЦНИИОИЗ называют "ключевой проблемой современной системы ОМС". По их словам, формирование территориальной программы госгарантий происходит по четким критериям "лишь в ряде случаев". Единая конкретизированная методика учета критериев при распределении объемов медпомощи и финобеспечения должна быть разработана и закреплена на федеральном уровне, считают авторы доклада.

Проблемной зоной действующего порядка эксперты ЦНИИОИЗ называют распределение объемов для частных клиник, участвующих в системе ОМС, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, концессионных и иных соглашений. В актуальной версии страхового законодательства ни за одним исполнительным органом не закреплено право откреплять пациентов от государственных клиник (например, требующей сноса или реконструкции) и прикреплять их к коммерческому медучреждению. Лишь в некоторых субъектах местные власти не опасаются привлекать частные клиники к оказанию амбулаторной помощи, среди них в докладе названы Белгород, Великий Новгород, Оренбург, Челябинск и др.

В некоторых регионах, напротив, бюджет субъекта выделяет финансирование на строительство новых корпусов государственных поликлиник при пустующих частных медучреждениях. В качестве такого примера приводится строительство новой амбулатории в Сыктывкаре (Республика Коми), которое по предварительным оценкам обойдется местному бюджету в 400 млн руб.

Кроме того, специалисты ЦНИИОИЗ обращают внимание на недочеты законодательного регулирования распределения объемов для медучреждений, не имеющих прикрепленного населения, или диагностических центров, которым исследования оплачиваются сверх подушевых нормативов. В отношении таких медучреждений действует принцип распределения объемов исходя из "потребности застрахованных лиц в медицинской помощи". При этом, в чем заключается "потребность" и как ее определить, не понятно.

Нововведения в страховом законодательстве также затрагивают оплату сверхобъемов медицинской помощи. Новый порядок проведения контроля объемов, качества, сроков и условий оказания помощи позволит страховым медорганизациям (СМО), Федеральному фонду ОМС и территориальным фондам (ТФОМС) отказывать клиникам в оплате оказанной пациентам помощи в случае превышения объемов, установленных комиссией по разработке территориальной программы ОМС, сообщал "МВ". Законодательную инициативу министерства уже раскритиковало профессиональное сообщество.

"Оплата затрат, связанных со страховым событием, с учетом вероятности и случайности его реализации - ключевой фактор страхования. Нет связи оплаты затрат с вероятностью и случайностью - нет страхового процесса. Поэтому можно смело утверждать: Минздрав тему ОМС в России закрывает", - заявил генеральный директор ГК "ЦСМ-Санталь" Евгений Рабцун.