Национальная медицинская палата (НМП) недовольна системой подготовки студентов-медиков, особенно в вузах, подведомственных Минобрнауки. Врачи-терапевты и педиатры не получают навыков, необходимых в профессиональной деятельности, из-за нехватки реального опыта работы с пациентами, заявили эксперты.
Нацмедпалата планирует инициировать дискуссию с участием Минздрава по вопросу качества подготовки будущих медиков. Среди вариантов решения проблемы - возвращение интернатуры, отмененной в 2016 году. Вопрос обсуждался на аппаратном совещании НМП 19 января, сообщил "МВ" президент НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, руководитель Национального общества детских гематологов и онкологов академик РАН Александр Румянцев.
По его словам, терапевтам и педиатрам не хватает реального опыта работы с пациентами. Отсутствие практических навыков особенно заметно у выпускников 51 медицинского факультета вузов, подведомственных Минобрнауки, так как у них нет собственных клинических баз. Там обучаются примерно 78 тыс. студентов, напомнил в ходе обсуждения научный руководитель Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения академик РАН Владимир Стародубов.
"Из-за нехватки практических знаний и опыта молодой врач не сможет соответствовать профессиональным стандартам, которые разрабатываются для каждой специальности", - подчеркнул Румянцев. Его поддержали главный врач факультетских клиник Иркутского государственного медуниверситета, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Гайдар Гайдаров и президент Национальной медицинской палаты Смоленской области Наталья Аксенова.
Следует ставить вопрос о больших изменениях в системе медицинского образования, привела слова Румянцева пресс-служба НМП.
"МВ" он рассказал: пока существовали интернатура и субординатура, у молодого специалиста было фактически два года для отработки практических навыков. Сейчас он по окончании вуза получает диплом врача и начинает работать с людьми. "Во всем мире терапевтов и педиатров готовят еще минимум три года после университета в резидентуре. Это международный стандарт, и мы должны ему соответствовать", - считает Румянцев.
"Нужно возвращать интернатуру, чтобы "довести" выпускников медицинских вузов, особенно тех, которых выпускают профильные факультеты классических университетов, которых уже больше 40", - заявил "МВ" Стародубов. На его взгляд, проблемы с их подготовкой кроются в отсутствии клинических баз и качестве преподавания. "В тех городах, где в последние годы были открыты медицинские факультеты, нет преподавателей базовых предметов: физиология, анатомия, гистология, латынь. Их днем с огнем не сыскать даже в Москве", - отметил Стародубов.
В прошлом году в Минздраве прокомментировали причины отказа от существовавшей в России до 2016 года интернатуры: врачам не хватало широты знаний, а ординатура была лишена практикоориентированности. Эти недостатки были учтены при формировании новой концепции обучения в ординатуре, заявила заместитель министра здравоохранения Татьяна Семенова.
В системе Минздрава работают 57 медицинских и фармацевтических вузов, включая учреждения постдипломного образования и повышения квалификации. |