Наиболее вероятными партнерами России по экспорту и закупке готовой продукции могут стать Китай и Индия, менее вероятно — Иран. При этом российские производители уже столкнулись с ростом себестоимости сырья. Об этом они рассказали на закрытом онлайн-заседании РАФМ, прошедшем 28 апреля, передает корреспондент «ФВ».
С этим мнением частично согласился коммерческий директор Solopharm Сергей Трифонов. Он отметил, что первым клиентом, который перевел Solopharm на предоплату, была именно китайская компания — она изменила условия уже 25 февраля. По словам эксперта, сейчас отечественные компании действительно обращаются за поставками к Китаю и Индии, других альтернатив у игроков пока нет.
Но процесс перехода на азиатских поставщиков не является легким. «Наша отрасль очень консервативная — тут быстрых переходов скачкообразных быть не может. А тестирование? А процент отбраковки? Это все нужно прощупать, протестировать, понять какого качества», — рассуждает он. Эксперт отмечает, что страны могут стать альтернативой ушедшим поставщикам, но стоит учитывать ограничение их мощностей в связи с большим наплывом заинтересованных в этих рынках игроков.
«С точки зрения возможности покупать готовую продукцию в Иране — там очень хорошая фармпромышленность, но она в первую очередь нацелена на сам Иран. Каких-то супермощностей для других стран внутри Ирана нет», — отметил Трифонов. По его словам, Иран сильно отличается от Китая и Индии, изначально целившихся на мировую экспансию с точки зрения производства субстанций и готовой продукции.
Эту точку зрения поддержал и генеральный директор «Сан Фарма Россия» Артур Валиев. «Это очень сложный партнер со своей культурой, которая сильно отличается от всего, что мы привыкли видеть. В плане экспорта иллюзий питать не стоит», — заявил он.
Он также отметил, что на Иран не стоит сильно рассчитывать и с точки зрения закупок готовой продукции, поскольку страна строила свою фармпромышленность исключительно под собственные нужды. «Купить в Иране можно только то, что самой стране будет не нужно», — рассуждает он.
Главная сложность, с которой столкнулось отечественное производство — это повышение себестоимости сырья, подчеркнул Валиев. Себестоимость сырья, в том числе себестоимость упаковки, драматически выросла — особенно для локальных площадок в России, заявил он. Этому росту во многом поспособствовала стоимость транспортировки сырья и упаковок до места производства и усложняющиеся маршруты доставки. «Все это повлияло на рост себестоимости производства продукции здесь, в России», — подчеркнул Валиев.
По словам эксперта, производители на рост себестоимости реагируют по-разному. Есть компании «дорогой ценовой категории», где себестоимость занимает достаточно маленькую долю от зарегистрированной цены или цены реализации, подчеркнул он. «У таких производителей, конечно, есть возможность абсорбировать в своей маржинальности рост сырья, рост упаковки, рост транспорта без каких-то особых сложностей», — рассуждает. Но, как пояснил Валиев, таких компаний не очень много — в основном они работают в достаточно ограниченных сегментах госзакупок: высокозатратные нозологии, орфанные препараты. Именно в этих категориях можно не ожидать высокого роста цен, уверен он.
Основу потребления населения составляют средние и дешевые ценовые категории — именно там себестоимость, особенно в нижней ценовой категории, порой доходит до 90% от цены реализации. «Любой рост себестоимости, к сожалению, приводит к тому, что производство такой продукции становится убыточным — производитель вынужден запрашивать разрешение на повышение цены, если речь идет о ЖНВЛП, либо вынужден повышать цены», — резюмировал он.