Идеи, осуществление которых АСИ оценивает минимум в 700 млрд рублей дополнительного финансирования каждый год, обсудят на грядущем заседании комиссии Госсовета по здравоохранению.
Стратегия поступила в адрес членов комиссии Госсовета для ознакомления, а также участникам Нацмедпалаты. Последние до 19 сентября должны были подготовить замечания и предложения к документу.
Когда именно состоится заседание Совета, на котором должны обсудить предложения профсообщества, не уточняется. Последний раз комиссия собиралась в январе 2022 года.
Во введении к Концепции утверждается, что в России, особенно в связи с пандемией COVID-19, сохраняется высокий уровень смертности, низкая продолжительности жизни среди мужчин, а также общее недофинансирование медицины, поэтому разработан комплекс мер «с целью обеспечения национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан и повышения эффективности реализации политики народосбережения». Документ подготовлен по поручению Владимира Путина № Пр-2491 от 16 декабря 2021 года.
Авторы стратегии уточняют: часть предложений уже одобрена Минздравом России и может быть внедрена в практику с большой долей вероятности в ближайшие годы. Среди них:
• исключение практики сокращения клиниками стимулирующих выплат, если медработник не отработал нормативное количество часов, отраженных в типовых отраслевых нормах времени на выполнение работ (для этого Минздраву нужно будет подготовить разъяснения и выслать их в регионы);
• снижение предельно допустимого уровня совместительства медработников до 0,25 ставки, но лишь после того, как кадровый дефицит в стране будет ликвидирован;
• возможность нанимать немедицинский персонал для помощи врачам в заполнении документации (данное решение потребует ежегодного дополнительного финансирования от 35 млрд рублей, уточняют в АСИ);
• необходимость разработать методрекомендации по управлению психоэмоциональным состоянием медиков;
• внедрение элементов профориентации в медицине во время обучения в школе;
• увеличение объемов изучения английского языка студентами медвузов и колледжей.
Ряд предложений пока не обсуждался на общественных площадках и в правительстве, но, по мнению авторов Концепции, необходимо это сделать, как и следует проработать бюджет на их реализацию.
Взаиморасчеты между регионами за оказанную по ОМС медпомощь
В межтерриториальных расчетах, считают в АСИ, было бы целесообразно поменять систему оплаты с текущей, когда фонды ОМС оплачивают выставленные друг другу счета клиник, на клиринговую, когда в зачет долга одного фонда шла бы задолженность другого. Это бы помогло избежать кассового разрыва бюджетов ТФОМС разных регионов, отмечают эксперты агентства.
Реализация идеи возможна через переформатирование 326-ФЗ «Об ОМС» и Правил ОМС и, по предположению агентства, не потребует допсредств бюджетов.
Стимулирование роста частных инвестиций в здравоохранение
Одним из главных ограничений на активное включение частных медорганизаций в систему оказания медпомощи специалисты АСИ считают жесткую структуру допустимых трат по ОМС, что не позволяет компаниям компенсировать свои инвестиции страховыми средствами. Предлагается исключить для частных клиник, работающих в ОМС, требование соблюдать структуру тарифа. Идентичное предложение партии «Новые люди» сейчас рассматривается в Госдуме. Кроме того, АСИ хочет рекомендовать комиссиям по разработке терпрограмм ОМС распределять объемы негосударственным клиникам, проводящим наиболее дорогостоящее лечение, «пакетами» с сопутствующими медицинскими услугами. К примеру, давать объемы не только на саму услугу ЭКО, но и на последующее ведение беременности.
Среди прочего авторы документа упомянули, что Минздрав готовит проект поправок, чтобы частные клиники могли распоряжаться средствами ОМС «только после завершения годового контракта». Что именно имеется в виду, в документе не поясняется.
Недофинансирование госклиник
По данным Счетной палаты РФ, 56 субъектов не участвуют в финансировании территориальных программ ОМС ввиду недостаточности средств в региональных бюджетах. Из-за низкого уровня финансовой вовлеченности субъектов России в судьбу региональных сетей клиник, указано в Концепции, необходима разработка перечня случаев, когда медорганизация, имеющая большую кредиторскую задолженность и низкий уровень доходов, по своему усмотрению может воспользоваться распределенными ей средствами ОМС.
Система оплаты труда медработников
Авторы Концепции предлагают изменить на федеральном уровне соотношение структурных элементов зарплаты медицинских сотрудников с фиксированным окладом в 70% (размером не менее четырех МРОТ для врачей и 2,5 МРОТ для среднего медперсонала), компенсационных выплат – 10%, стимулирующих выплат – 20%. «Указанные размеры оклада соответствуют зарплатным ожиданиям медицинских работников и могут повысить их мотивацию», – объясняют в АСИ. Такие изменения оцениваются в 353 млрд рублей допсредств ежегодно.
Новые версии программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер»
В АСИ считают, что данные программы нужно рассматривать не как стимул для переезда медика в сельскую местность, а скорее как механизм вахтовой работы там, где сотрудник необходим больше всего.
Предлагается вместе с подъемными для специалиста, выехавшего работать в населенные пункты с населением до 50 тысяч человек, выдавать жилищный сертификат на 30 кв. м на покупку жилья в любом регионе.
Кроме того, как указано в Концепции, программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» необходимо расширить до работы в населенных пунктах с численностью от 50 до 100 тысяч человек. Этот блок предложений потребует дополнительных 60 млрд рублей из госбюджета ежегодно.
Программа льготного лекобеспечения для пациентов из групп риска развития ССЗ
Для снижения уровня смертности, связанного с сердечно-сосудистыми заболеваниями, предлагается расширить программу обеспечения препаратами для профилактики ССЗ на людей, входящих в группу риска развития таких болезней, а также разработать правила ведения регионального регистра таких пациентов. Новая программа, по оценкам АСИ, будет иметь ежегодный бюджет в 240–500 млрд рублей.
Прогнозируемый охват такой программы может составить от 11 млн до 21 млн человек, а стоимость набора лекарств на человека предварительно оценена в 12,5–20 тысяч рублей в год в розничных ценах. Подобная программа в случае ее разработки и принятия позволит снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 10–12%, а непрямые медицинские затраты – в среднем на 63–70 млрд рублей, считают в АСИ.