Всероссийский союз пациентов (ВСП) опасается сокращения числа операций на орган зрения и снижения доступности медпомощи людям с заболеваниями глаз, требующими вмешательства. Об этом ВСП написал в обращении к регуляторам (есть в распоряжении Vademecum). По проекту программы госгарантий на 2023 год из перечня ВМП исключены некоторые офтальмологические операции – например, метод интравитреального введения ингибиторов ангиогенеза (ИВВ ИАГ). В результате финансироваться этот метод с 2023 года сможет только по КСГ. В ЦЭККМП утверждают, что исключение дублирования методов лечения в ВМП и КСГ повысит эффективность финансирования медорганизаций.
ВСП 12 октября направил обращение по поводу изменений в проект программы госгарантий, связанных с офтальмологическими операциями, в Минздрав России, Центр экспертизы и контроля качества медпомощи (ЦЭККМП), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Проект предполагает, что интравитреальное введение лекарственных препаратов останется только в КСГ «Операции на органе зрения (уровень 5)», тогда как сейчас этот метод, помимо КСГ, применяется в круглосуточном и дневном стационарах по видам высокотехнологичной медпомощи, включенной в базовую программу ОМС (ВМП I).
Указанная КСГ одна из самых востребованных по профилю «офтальмология». Значит, низкие тарифы и объемы финансирования по КСГ на отдельных территориях «могут привести к сокращению количества вмешательств, снижению доступности медпомощи, ограничить право пациента на получение качественной медпомощи в полном объеме на основе клинических рекомендаций». Это ставит под сомнение возможность исполнения регионами обязательств по программе госгарантий, указывает ВСП в обращении.
Союз пациентов просит внести изменения в методические рекомендации по способам оплаты медпомощи за счет средств ОМС на 2023 год. ВСП предлагает добавить КСГ st21.005 и ds21.006 «Операции на органе зрения (уровень 5)» в список исключений, чтобы к ним не применялись понижающие коэффициенты и уровень медорганизации, а также чтобы их объемы планировались исходя из «реальной потребности». По задумке авторов, это должно сделать применение этих КСГ более выгодным для клиник и скомпенсирует отсутствие ВМП.
Заболевания сетчатки – одна из лидирующих причин слепоты и инвалидности по зрению в России, указывает ВСП. В структуре накопленной инвалидности по зрению в 2021 году дегенерация макулы и заднего полюса занимает второе место (49,4 тысячи человек), диабетическая ретинопатия – пятое место (8,3 тысячи), хотя еще какая-то часть пациентов с диабетической ретинопатией получает инвалидность по другим заболеваниям. Метод же ИВВ ИАГ в национальных и международных клинических рекомендациях относится к терапии первой линии у пациентов с влажной формой ВМД (вВМД) и клинически значимым диабетическим макулярным отеком (ДМО). Исследования ВСП, проведенные в 2021-2022 годах, показали, что до 40% пациентов, получавших ИВВ ИАГ, были вынуждены приобретать препараты за личные средства.
Для ИВВ ИАГ используется, например, ранибизумаб (Луцентис) от Novartis, предельная зарегистрированная стоимость которого без НДС – 38,5 тысячи рублей, а также афлиберцепт (Эйлеа от Bayer), предельная цена которого – 43,6 тысячи рублей.
Метод «Интравитреальное введение ингибитора ангиогенеза и (или) имплантата с глюкокортикоидом» и еще четыре вида вмешательства, исключенные из проекта перечня ВМП базовой программы ОМС на 2023 год, – составная часть группы №29 профиля «офтальмология», группа имеет тариф в 66,3 тысячи рублей. В проекте программы госгарантий эта же группа, но без выбывших методов, имеет номер 28 и стоимость 70,7 тысячи рублей за случай.
Помимо ИВВ ИАГ, из ВМП исключены «реконструкция передней камеры, включая лазерную экстракцию, осложненной катаракты с имплантацией эластичной интраокулярной линзы», «реконструкция передней камеры с ультразвуковой факоэмульсификацией осложненной катаракты с имплантацией эластичной интраокулярной линзы», «модифицированная синустрабекулэктомия с задней трепанацией склеры, в том числе с применением лазерной хирургии» и «транспупиллярная панретинальная лазеркоагуляция».
Эти операции заложены в несколько КСГ группы «Операции на органах зрения» для круглосуточного и дневного стационаров. В Свердловской области, например, в 2022 году стоимость таких КСГ (в зависимости от уровня организации и сложности операции) в стационарных условиях – в пределах 13,1–61,4 тысячи рублей за случай (10–55 тысяч в дневном стационаре), в Тверской области – 9,6–57,1 тысячи рублей (9–39 тысяч в дневном стационаре). Отдельно операции 5-го уровня затрат по стоимости не превышают в указанных регионах 51,7 тысячи рублей.
Ряд операций на органе зрения, включая ИВВ ИАГ, в 2022 году убраны из перечня ВМП, чтобы исключить дублирование методов лечения в перечне ВМП и КСГ, пояснила Vademecum замгендиректора ЦЭККМП Минздрава России Инна Железнякова. Такая работа предусмотрена изменениями в приказ Минздрава №484н «Об утверждении порядка формирования перечня видов ВМП». Железнякова считает, что решение об исключении ряда офтальмологических операций из перечня ВМП повысит эффективность финансирования медорганизаций и сохранит доступность операций для пациентов.
Специалисты ВСП проводят аудит новых перечней ВМП не впервые: ранее они обнаружили, что ряд групп ВМП, применяющихся для лечения генно-инженерными биологическими препаратами (ГИБП), теперь могут использоваться только для инициации либо смены терапии, в то время как вся поддерживающая терапия перенесена в оплату по КСГ. Изменения, которые затронули профили «ревматология», «дерматовенерология», «гастроэнтерология» и «педиатрия», по мнению Союза, также снизят доступность лечения.