В профсообществе раскритиковали законопроект о психологической помощи
Представители различных психологических проектов («Чистые когниции», Alter, «Стало легче», Inbalansy, «Эпикур», YouTalk, «Новая практика», «Психодемия») направили открытое письмо в Общероссийскую профессиональную психотерапевтическую лигу и Российское психологическое общество с предложениями по доработке законопроекта «О психологической помощи в РФ». Основная проблема связана с необходимостью получения высшего профильного образования не ниже уровня специалитета или магистратуры – многие психологи прошли переподготовку на базе высшего образования по непсихологической специальности или программам бакалавриата. Новые требования могут привести к оттоку психологов, предупреждают специалисты.
Предложения специалисты сформулировали по итогам обсуждения законопроекта на круглом столе 17 октября.
По документу, психологу обязательно иметь высшее профильное образование не ниже уровня специалитета или магистратуры, а также успешно пройти аккредитацию. Но часть психологов пришли в профессию после профессиональной переподготовки на основе высшего образования, не связанного с психологией. Нужно ли им заново поступать в высшее учебное заведение или часы переподготовки можно будет конвертировать в часы высшего образования, в документе не уточняется.
«Должен ли специалист закончить практику, пока получает образование, кто на это время покроет его расходы? Не определен порядок повышения квалификации и получения образования для психологов, окончивших программу бакалавриата по психологии. Не определено, может ли такой специалист пойти в магистратуру, чтобы получить статус психолога; может ли он пойти в магистратуру по другому направлению; должен ли он обучаться в государственных или негосударственных вузах», – указано в обращении профессионального сообщества. Также не определен порядок повышения квалификации и получения образования для психологов, которые получили дипломы по советской системе до введения болонской системы образования.
В конечном итоге эта инициатива может привести к оттоку специалистов, а психологи, которые будут вынуждены получать образование в вузах, потеряют нужные навыки и компетенции, опасаются авторы обращения.
Они отмечают, что цель получения высшего профильного образования в документе не обозначена.
Кроме того, после окончания вуза специалист в любом случае не сможет работать психологом, пока не пройдет аттестацию.
Законопроект предполагает создание комиссии по психологической помощи, в чьи обязанности в том числе войдет разработка основных правил проведения аттестации для претендентов на статус психолога. Также организация утвердит перечень вопросов для квалификационного экзамена. «Не определено, должен ли человек единоразово подтвердить квалификацию или делать это с какой-то регулярностью. Каковы требования для подтверждения квалификации? Является ли повышение квалификации частью процесса подтверждения?» – спрашивают в обращении.
Когда и кем будет создана комиссия, в документе также не говорится. Авторы обращения считают, что создание единой комиссии может привести к росту коррупции и взяточничества.
Также специалистов смутило, что новый законопроект допускает раскрытие информации (какой именно, не уточняется) о клиентах в ряде случаев. Психолог обязан предоставить данные «по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно», а также при угрозе жизни и здоровья пациента или его окружения.
Законопроект был представлен в сентябре Комитетом Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Его председатель Нина Останина сообщала, что документ разработали депутаты Госдумы с участием Санкт-Петербургского государственного университета и МГУ им. М.В. Ломоносова. Законопроект пока обсуждается с профессиональным сообществом. Документ опубликован в «Психологической газете».