Эксперты тематической площадки ОНФ "Здравоохранение" провели круглый стол по теме "Проблемы центральных районных больниц (ЦРБ), в том числе в сельской местности". Во время заседания они выявили важнейшие проблемы ЦРБ и озвучили предложения, которые направят в Администрацию президента России, лидера ОНФ Владимира Путина и Минздрав РФ.
Сопредседатель Центрального штаба Народного фронта, доктор Леонид Рошаль, открывая заседание, напомнил, что ОНФ не стремится заменить Минздрав и другие ведомства: "Наша цель - контролировать выполнение поручений президента". Он рассказал, что эксперты Народного фронта провели опрос по проблемам ЦРБ, чтобы выявить основные недостатки и проанализировать, в чем нуждаются конкретные больницы.
"Благодаря опросу у нас есть картина того, что происходит в ЦРБ. Среди основных проблем - кредиторская задолженность и кадровый дефицит. К 2018 году кредиторская задолженность выросла почти в два раза по сравнению с прошлым годом", - констатировал Рошаль.
Член Центрального штаба ОНФ, зампред комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин добавил, что в опросе приняли участие 507 респондентов: "Многие из них обозначили одни и те же болевые точки, что указывает на системный характер проблем". Например, штатное расписание не соответствует численности обслуживаемого населения, отсюда высокая нагрузка на врачей, из-за чего они работают больше чем на одну ставку. Также медиков беспокоит низкая заработная плата: 50% опрошенных врачей получают до 40 тыс. руб., 77% среднего медперсонала - до 30 тыс. руб., 68% младшего медперсонала - до 20 тыс. руб.
"Механизм начисления заработной платы в бюджетных учреждениях необходимо пересмотреть, чтобы базовая ставка была от 50 процентов и более. Тогда у нас не будет двойной бухгалтерии", - подчеркнул Говорин.
Также он заявил о кадровой проблеме: только около 2% молодых врачей до 35 лет работают в ЦРБ. Кроме того, не хватает большого числа самых разных специалистов. Также главврачи ЦРБ указывают на недостаточное обеспечение автомобилями либо вовсе на отсутствие передвижных комплексов, проблемы с лекарственным обеспечением и необходимостью ремонта. Все эти трудности обусловлены низкими тарифами ОМС на оказание медицинской помощи, их несоответствием реальным потребностям, неукомплектованностью кадрами, взиманием штрафов с медицинских организаций и ростом тарифов на энергоресурсы.
Заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Юрий Нечепоренко напомнил, что кредиторская задолженность в большинстве случаев возникает из-за недофинансирования со стороны бюджета субъектов РФ. Между тем объемы средств ОМС ежегодно увеличиваются. "Мы движемся в том направлении, чтобы ситуация стала лучше", - отметил он. Кроме того, Нечепоренко отметил, что в тарифы территориальных фондов ОМС входят как расходы, связанные с оказанием медпомощи, так и сопутствующие траты, включая коммунальные платежи и другие вопросы по обеспечению функционирования здания.
Член Центрального штаба ОНФ, ведущая телепрограмм о здоровье на Первом канале, профессор, доктор медицинских наук Елена Малышева заявила о необходимости поправок к законодательству, по которым Фонд ОМС финансировал бы медицинские расходы, а за все, что касается жизнеобеспечения учреждения, отвечали бы федеральные и местные власти: "Расходы на свет, газ и так далее не должны входить в компетенцию врачей. Врачи должны лечить".
Рошаль добавил, что до 80% выделяемых денег уходит на зарплату медработникам, а необходимы еще траты на лечение и хозяйственные нужды.
"Чтобы была логичная система оплаты труда, мы должны вывести ее из тарифа. Она не может быть привязана к объему оказываемой медицинской помощи", - подчеркнул сопредседатель регионального штаба ОНФ в Новосибирской области, вице-президент некоммерческого партнерства "Национальная медицинская палата" Сергей Дорофеев. В противном случае возникает нелепая ситуация, как если бы пожарным платили, только когда они тушат пожары, полицейским, только когда они поймали преступника и т.д. Он также добавил, что помимо средств ОМС субъекты также должны помогать с финансированием.
Член Центрального штаба ОНФ, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук призвал четко рассчитать, сколько денег для ЦРБ уходит на хозяйственное содержание, а сколько на медицину.
С ним согласился и первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Каграманян. Он также подчеркнул, что бремя коммунальных расходов создает предпосылки для кредиторской задолженности, и призвал ФОМС запросить информацию в территориальных фондах, чтобы понять, из чего она складывается.
"Не решив проблему кредиторской задолженности, мы не сможем адекватно выполнить поставленные задачи, поскольку от нее также зависят вопросы кадрового обеспечения, зарплаты медработников и так далее", - указал Каграманян.
О необходимости проанализировать причины кредиторской задолженности на уровне каждого субъекта заявила и заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) Ирина Серегина. Она добавила, что вопросы финансирования ЦРБ можно продумать в контексте федеральных торгов: "Комплекс мер в целом необходимо разграничить по уровням: муниципальному, субъектовому и федеральному".
С тем, что ФОМС должен более жестко внедряться в оценку тарифной политики внутри регионов, согласилась сопредседатель регионального штаба ОНФ в Московской области, депутат Госдумы Наталья Санина. Она напомнила, что у всех регионов разные возможности. Кроме того, тарифная политика внутри региона должна быть очень гибкой и предусматривать дополнительные объемы, которые может получить ЦРБ, указала Санина.
Мохначук между тем напомнил, что согласно федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные власти обязаны создать условия для оказания медпомощи, а региональные власти обязаны обеспечить эту медпомощь. По сути, в сферу ответственности муниципальных властей должна входить оплата коммунальных услуг и прочие вопросы, а региональные власти должны отвечать за зарплату медработникам, закупку медоборудования. Говорин отметил, что усилить ответственность субъектов на практике не так уж просто.
"Тем не менее мы должны к этому стремиться. Вопрос надо обсуждать", - сказал он.
Директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Ирина Купеева заявила, что программа "Земский доктор" будет проиндексирована в следующем году. Особое внимание будет уделяться труднодоступным, удаленным районам сельской местности. Кроме того, чтобы ЦРБ попала в программу "Земский доктор", она должна быть распространена на малые города с населением до 50 тыс. человек.
Однако не стоит забывать, что для специалистов, приезжающих в село, важно наличие жилья. Также имеет значение наличие необходимой инфраструктуры на селе, чтобы дети могли ходить в детсады, школы и т.д., а это уже работа регионов, отметила Купеева.
Эксперт проекта ОНФ "За честные закупки", председатель РОО "Медицина регионов" Дмитрий Омутных добавил, что молодой специалист-выпускник часто боится уезжать в село и работать один на один с пациентами, поэтому важно уделять большое внимание качественному обучению специалистов. Он также подчеркнул, что врач должен получать заработную плату вне зависимости от потока пациентов.
Омутных призвал обратить внимание на налоговую политику и напомнил, что крупные корпорации освобождены от уплаты земельных и местных налогов, в то время как лечебные учреждения платят их в полном объеме.
О необходимости льготного налогообложения заявила и эксперт тематической площадки ОНФ "Здравоохранение" Ирина Солдатова. Также она предложила ввести субсидии на содержание ЦРБ за счет региональных бюджетов. Кроме того, наблюдается большой разброс в стоимости лечения одних и тех же заболеваний в разных регионах, поэтому необходимо пересмотреть уровень базовых ставок в каждом из них, сказала Солдатова.
Эксперт проекта ОНФ "Село. Территория развития", заведующий поликлиникой организационно-методического отдела Качугской районной больницы в Иркутской области Сергей Грасс отметил, количество медработников в селе в 2018 г. по сравнению с прошлым годом сократилось более чем на 1 500 человек. "Из села специалисты бегут. Отток наблюдается колоссальный", - указал Грасс. Он предложил оставить в районных больницах не более двух заместителей, чтобы не раздувать управленческий аппарат, а также снизить до двух лет минимальный руководящий стаж для главных врачей и поменять систему их подготовки. Кроме того, Грасс призвал увеличивать набор абитуриентов по стране в соответствии с кадровым дефицитом.
Также важно разрешить участвовать повторно в программе "Земский доктор" и снять в ней ограничения по квотам. "В Иркутской области, например, нам дают всего пять квот", - указал Грасс. По его мнению, следует также увеличивать продолжительность приема участковых терапевтов, поскольку разъезжать по домам могли бы и фельдшеры. Кроме того, Грасс призвал сократить количество идентичных специальностей в ординатуре, ведь это только искусственно плодит дефицит кадров и требует дополнительные ставки. Также он заявил о необходимости государственной программы, которая позволит на базе районных больниц обучать средний медперсонал: "Это поможет ликвидировать безработицу и воспитать кадры".
Предложения по программе "Земский доктор" озвучила и главный врач Большереченской ЦРБ в Омской области Наталья Лобанова. Она заявила о необходимости расширить программу, чтобы в ней могли принять участие медсестры и акушеры. Основной же проблемой ЦРБ Лобанова считает финансирование. "Территориальный фонд ОМС выплачивает дополнительные финансовые средства лишь на специальные программы, например онкологию, а финансирование первичного звена в целом сокращается, несмотря на то что расходы растут", - подчеркнула она.
Об уменьшении финансирования заявила и главный врач Сухобузимской районной больницы Красноярского края Юлия Белоусова. Основные проблемы, по ее мнению, - это низкие тарифы фонда ОМС и рост коммунальных платежей.
На проблему уменьшения финансирования указал и главный врач Колосовской ЦРБ в Омской области Николай Дмитриенко. Он напомнил, что в советское время за работу в сельской местности доплачивали: "Нужно вернуть эту систему. Иначе люди уезжают в город". Дмитриенко также призвал пересмотреть тарифы ОМС, поскольку они не учитывают рост коммунальных платежей и прочие вопросы. Кроме того, Дмитриенко заявил о системе санкций, когда за перевыполнение плана не только не доплачивают, но и взимают штрафы.
"Такая ситуация недопустима, поскольку если план превышен, значит, в этом возникла потребность, пациентов надо лечить", - подчеркнул Рошаль. Он также призвал разобраться, почему финансирование ЦРБ уменьшается. "Потом их ругают за кредиторскую задолженность. А где им деньги брать?", - удивился Рошаль.
Советник губернатора Московской области, экс-министр здравоохранения Московской области Нина Суслонова напомнила, что важна единая система информатизации, учитывая отдаленность территорий и состояние дорог. Если у медика есть возможность проконсультироваться с коллегами на расстоянии, ему работается комфортнее.
Также важно контролировать объемы медицинской помощи: "Если мы бездумно сокращаем коечный фонд, мы должны параллельно увеличивать в четыре с половиной раза амбулаторную помощь. Иначе пациент остается вообще без помощи".
Руководитель юридической службы Союза медицинского сообщества "Национальная медицинская палата" Лилия Айдарова рассказала о результатах анализа приговоров медработникам по уголовным делам с 2013 по 2017 г. Большинство из них касалось низкого качества оказания медпомощи. "Оно часто связано с неполным проведением комплекса диагностических и лечебных мероприятий, то есть с невозможностью выполнения необходимых порядков и стандартов. По сути, мы ставим медработника в условия, когда над ним дамокловым мечом висит возможность привлечения к уголовной ответственности", - отметила Айдарова.
Большинство жалоб связано именно с невозможностью ЦРБ исполнить положенные обязательства, согласился Рошаль.
Заместитель министра здравоохранения РФ Евгений Камкин заявил о необходимости составить дорожную карту, которая бы позволила достичь показателей, заложенных в "майском указе" президента. Само совещание по проблемам ЦРБ он считает полезным. Замминистра отметил, что изначально сегмент ЦРБ рассматривался в отрыве от первичного звена, теперь же он особо выделен в программе.
Камкин рассказал, что исполнителями программы по модернизации являются 11 федеральных ведомств, поскольку это системная проблема, которая затрагивает все отрасли экономики. Вместе с тем он подчеркнул и роль сотрудничества с Народным фронтом. "Ваша помощь в части реализации национальных проектов и программы модернизации здравоохранения вызывает большое уважение и благодарность", - резюмировал Камкин.
Рошаль в заключение отметил, что важно проанализировать работу экономических блоков, поскольку для ЦРБ большой проблемой является то, что деньги поступают с опозданием. "Им необходимо уже в октябре-ноябре понять уровень финансирования на будущий год, и деньги должны приходить по плану", - заключил Рошаль.
В дискуссии также приняли участие: генеральный секретарь Российского научного медицинского общества терапевтов, профессор кафедры фтизиатрии и пульмонологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова Андрей Малявин и заместитель директора по перспективному развитию медицинской деятельности Национального медицинского исследовательского центра профилактической медицины Минздрава России, кандидат медицинских наук Анастасия Шаталова.