Проводимая экспертная работа по контролю за ходом реализации национального проекта "Здравоохранение", в том числе приуроченная к заседанию Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, показала, что в медицинских организациях возникают сложности с переходом на электронный документооборот. Необходимость бумажного оформления медицинских документов излишне загружает врачей. Несмотря на внедрение цифровых технологий, бумажная волокита, на которую жалуются врачи, в системе здравоохранения не уменьшается, что необходимо учесть при реализации нацпроектов.
"Поставив в больницу компьютер, необходимо его подключить к медицинской информационной системе, а также провести повышение квалификации медицинских работников. Зачастую это происходит не одновременно. Переход от бумажных к электронным медицинским картам в целом, в том числе в сельских больницах, идет медленно. Кроме того, необходимо решить юридические вопросы отказа от бумажной истории болезни, а также защиты и сохранности той документации, которая будет относиться к электронным медицинским картам", - заявил сопредседатель Центрального штаба ОНФ, доктор Леонид Рошаль.
В ходе опроса ОНФ среди медиков об оценке внедрения цифровых технологий в сфере здравоохранения выяснилось, что у 11% опрошенных, которым требуется для работы компьютер, он отсутствует. У 21% - нет подключения к интернету. У 29% - либо отсутствует в организации медицинская информационная система, либо компьютер к ней не подключен. При этом 89% - продолжают заполнять бумажные медицинские карты. При этом больше 70% врачей говорят о том, что "бумажная" нагрузка на них растет.
Например, в одной из больниц Волгоградской области использование электронного документооборота крайне проблематично из-за того, что большая часть врачей старшего поколения могут уйти на пенсию в случае полного перехода на электронный документооборот. Чтобы не допустить этого, бумажный документооборот сохраняется.
При этом из-за несовершенства электронной системы учета приема пациентов при формировании специалистом справки о смерти в электронной карте пациента прописывается диагноз. Как следствие, система автоматически воспринимает это действие как прием больного. Получается, что врач приписывает себе количество пациентов. Чтобы этого избежать, медицинским работникам приходится выписывать данные справки вручную.
В рамках национального проекта "Здравоохранение" в перечень основных направлений включены формирование единого цифрового контура, внедрение инновационных технологий, создание федеральной интегрированной электронной медицинской карты. Планируется, что к 2024 г. по всей России будет внедрена система электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением. В личном кабинете пациента "Мое здоровье" на портале госуслуг будут доступны запись к врачу и на диспансеризацию, подача заявления на полис, просмотр медицинских документов независимо от региона, где находится пациент.