Эксперты Народного фронта направили предложение о регулярном проведении обязательного мониторинга благополучия в детских туберкулезных и психиатрических медицинских организациях после инцидента в Новосибирске в профильные федеральные органы исполнительной власти.
Кроме того, ОНФ предлагает включить такой мониторинг в План мероприятий по повышению эффективности механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей, проживающих в детских домах - интернатах, а также детей, помещенных под надзор в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, для качественного улучшения их жизни. План утвержден правительством РФ 9 сентября 2020 г.
"Необходимо также проработать вопрос о возможности общественного мониторинга в российских регионах и участия в мониторинге общественных организаций, в том числе представителей ОНФ", - добавила эксперт ОНФ, член Общественной палаты РФ Юлия Зимова.
В социальных сетях 6 ноября 2020 г. появилось видео, на котором одна из сотрудниц детского отделения Новосибирской клинической туберкулезной больницы за волосы заводит в палату ребенка и кидает его на кровать. Для разбирательства при министерстве здравоохранения и социального развития Новосибирской области создана комиссия с участием регионального уполномоченного по правам ребенка, проверку начало проводить областное управление Следственного комитета РФ. Ряд обращений граждан с просьбой разобраться в ситуации поступил и в ОНФ.
В настоящее время в России свыше 900 тыс. детей инфицированы туберкулезом, из них в тяжелой форме болеют более 3 тыс. детей. Лечением и реабилитацией таких детей занимаются всего 150 медицинских организаций. Детские туберкулезные больницы - одни из самых закрытых лечебных учреждений в России. Во многих из них существует запрет на нахождение родителей вместе с ребенком во время лечения, а зачастую родители лечатся параллельно с детьми в закрытых медицинских организациях для взрослых. Дети в течение длительного времени находятся на лечении одни, иногда этот срок доходит до двух лет, что превышает среднестатистический срок пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, в центрах помощи.
Зимова отметила, что в туберкулезных больницах внимание сосредоточено на лечении, а не на общем благополучии маленького пациента, поэтому при длительном нахождении в таком учреждении ребенок может получить серьезную психологическую травму депривации (сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные психофизиологические или социальные потребности), что скажется на всей его дальнейшей жизни.
По мнению эксперта ОНФ, директора фонда "Солнечный город" Марины Аксеновой, инцидент в Новосибирске не является единичным, проблема носит системный характер. Поэтому во избежание повтора таких ситуаций необходимо регулярно проводить обязательный мониторинг благополучия в детских туберкулезных и психиатрических медицинских организациях во всех российских регионах, а также рекомендовать Минздраву внести изменения в штатное расписание этих медицинских организаций с учетом необходимых специалистов по уходу, присмотру и воспитанию детей в условиях их длительного проживания. В туберкулезных больницах должны появиться и психологи для поддержки детей, переживающих длительную депривацию и отсутствие рядом близких.