Эпидемия коронавируса, неумение чиновников Минздрава и другие причины отразились на планах по развитию паллиативной помощи в Дагестане. ОНФ констатировал, что профильные отделения больниц работают только "на бумаге", кадров для выездной службы не хватает, больные не обеспечены обезболивающими.
Единственное в Дагестане отделение паллиативной помощи для взрослых не работает из-за перепрофилирования первой горбольницы Махачкалы под COVID-19, в больницах Новостроя, Кизляра и Дербента они не существуют, хотя, по документам Минздрава России, они уже работают. Об этом сообщил Общероссийский народный фронт (ОНФ) по итогам визита команды проекта "Регион заботы" в республику.
"Когда мы писали программу (при предыдущем руководстве региона), то отмечали, что стационарная паллиативная помощь нужна в Махачкале, Кизляре, Дербенте и Унцукульском районе. В Дербенте пациенты на койках есть, но нельзя сказать, что они получают паллиативную помощь, а в Кизляре коек нет вовсе. Не работает отделение в Новолакском районе, а в Махачкале оно закрыто. И это при том, что в Махачкалинской больнице № 3 есть новехонькое отделение на 30 коек - отремонтированное и с обученной командой", - заявила автор проекта Анна Федермессер.
Она сообщила, что правительство региона должно было бы выделить средства именно этой больнице в Махачкале, однако юридический отдел Минздрава республики не знает, как это сделать, несмотря на опыт других регионов страны.
Директор проекта Анастасия Жданова отметила крайне низкую обеспеченность паллиативных пациентов наркотическими и психотропными препаратами (60%) и неинвазивными опиоидными анальгетиками (менее 30%). Это один из самых низких показателей по стране.
В паллиативной помощи в Дагестане нуждаются около 10 тыс. человек, республике нужно 250 паллиативных коек для детей и взрослых.
Жданова считает крайне низкой обеспеченность выездной патронажной службы кадрами. В регионе должны работать 22 врача для оказания помощи самым тяжелым больным, но фактически такая служба работает, причем в основном на благотворительные деньги, только в негосударственной больнице № 3. Специалисты службы не обезболивают подопечных сами, а консультируют терапевтов и онкологов.
"У врачей в Москве при выезде к пациенту всегда есть при себе морфин и реланиум, они имеют право выписать рецепт, по которому родственник потом в аптеке получит необходимое лекарство. Это можно реализовать и в Дагестане. Нужна лишь добрая воля руководства регионального Минздрава", - подытожила Жданова.
По итогам поездки эксперты проекта ОНФ направят свои выводы премьер-министру республики, в Минздрав и Минсоцзащиты.