Член Центрального штаба ОНФ, российский общественный деятель, учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам "Вера", руководитель Центра паллиативной помощи Нюта Федермессер поучаствовала в заседании Совета при Правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере. Говорили о совершенствовании оказания врачебной помощи в учреждениях социальной защиты стационарного типа, уточняет Народный Фронт.
По официальной информации, на 1 января 2021 года в России функционировали 1 486 организаций, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, в том числе 1 243 организации для взрослых и 243 для детей, а также еще 1 399 стационарных отделений, созданных в нестационарных организациях. Общая численность получателей социальных услуг - почти 300 тыс. человек.
Нюта Федермессер заявила, что цифры не всегда отражают реальную картину. Она рассказала, как медпомощь оказывается в таких учреждениях на самом деле и что нужно сделать, чтобы повысить ее качество. По словам общественного деятеля, около 70% организаций для людей с различными нарушениями находятся далеко от крупных медцентров. Персонал вынужден игнорировать потребности жильцов в специализированной помощи, а получить ее самостоятельно они не могут.
В первичном звене, по мнению Федермессер, медпомощь оказывается по остаточному принципу, в первую очередь, из-за кадрового дефицита. Порядка 80% врачей являются совместителями, 90% персонала, в том числе, медсестры, при этом выключены из жизни профессионального сообщества. Кроме того, врачи нередко совмещают специализации, не актуализируют свои знания, а их помощь недостаточно квалифицирована.
Существует также острая нехватка персонала и возможностей для ухода за людьми: нет навыков, нет обученных специалистов, нет достаточного количества перевязочных средств.
Учреждения не включены в систему ОМС. Соответственно, ни внешнего, ни внутреннего контроля за оказанием медпомощи не существует. Как следствие, она не соответствует протоколам лечения и клиническим рекомендациям. Все проверки в таких учреждениях ограничиваются документацией. Все медики - безнадзорные и брошенные. Никто за них не отвечает. В результате мы с самого начала получаем ошибки в ведении тяжелых пациентов, отсутствие своевременных операций.
Много проблем в лечении, например, зубов. В каждом интернате есть зубной врач, но ни у кого из подопечных интернатов старше 30 лет зубов уже нет. Это выкинутые деньги на специалистов.
Детям-сиротам не подбирают технические средства реабилитации. Покупаются однообразные коляски Ottobock на всех, они стоят неиспользуемые в углу. Еще одна большая проблема в коммуникации с детьми с особенностями. Такое общение должно быть обязанностью, а не возможностью персонала.
Эти и другие проблемы, которые озвучила Федермессер, можно исправить. Все предложения она также рассказала членам Совета.