Дмитрий Морозов о о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на 2020 - 2022 годы.
23 октября на заседании Государственной Думы приняты в первом чтении законопроекты о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на 2020 - 2022 годы.
Как и в прошлом году, по поручению Председателя Государственной Думы В.В.Володина, Комитет по охране здоровья еще в сентябре провел предварительное обсуждение параметров бюджета здравоохранения и направил предложения в Минздрав России.
С концепцией законопроекта о бюджете ФОМС выступила Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Н.Н.Стадченко. Предусмотрен рост субвенции субъектам на выполнение территориальных программ ОМС: 2020 год - 2 225 млрд рублей, 2021 год - 2 359 млрд рублей, 2022 год - 2 487 млрд рублей. В нормированном страховом запасе учтены целевые средства на устранение кадрового дефицита в 2020 году - 18,3 млрд рублей, в 2021 году - 19,5 млрд рублей, в 2022 году - 25 млрд рублей, а также на стимулирующие выплаты медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний - 1,2 млрд рублей ежегодно.
Заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации Г.С.Изотова озвучила замечание ведомства относительно отсутствия обоснований и нормативного правового акта по увеличению стоимости родового сертификата.
С содокладом выступил председатель Комитета по охране здоровья Д.А.Морозов. Он обратил внимание на то, что за три года расходы ФОМС возрастут на 21% и будут направлены на выполнение Программы госгарантий, финансирование первичной медико-санитарной помощи и других жизненно-важных направлений.
Комитет поддержал: трансферт федерального бюджета на лечение онкологических заболеваний с ростом от 120 до 140 млрд рублей, в том числе на протонную терапию 5 и 5,5 млрд рублей; трансферт федерального бюджета на обеспечение нестраховых расходов (оплата ВМП вне базовой программы ОМС и родового сертификата), который позволит высвободить средства ОМС на оказание первичной медицинской помощи и обычной специализированной помощи; финансовое обеспечение диспансеризации в сумме 42,3 млрд рублей на три года; дополнительные объемы дорогостоящих диагностических и лабораторных исследований (КТ, МРТ, эндоскопические исследования, УЗИ сердечно-сосудистой системы); мероприятия по устранению кадрового дефицита в соответствии с Указом № 204 (суммарно 62,8 млрд рублей на три года); повышение стоимости родового сертификата с 11 до 12 тыс. рублей на психологическую и медико-социальную помощь беременным женщинам, как неоднократно предлагалось Комитетом.
"Понятно, что обсуждая бюджет ФОМС, мы говорим о фундаментальном, базовом финансировании здравоохранения страны. Как вчера сказал Вячеслав Викторович, - "цифра должна работать". Достаточен ли рост расходов? Эффективно ли освоение средств? Есть ли желаемый результат? Какие проблемы остаются нерешенными? Ответы на эти вопросы не всегда видны за миллиардами и миллионами, требуя постоянной экспертной и законодательной поддержки, нашей с вами работы", - продолжил Дмитрий Морозов.
Далее глава Комитета поставил ряд стратегических вопросов, которые обсуждаются на каждом заседании Комитета.
Недостаточны темпы роста подушевого норматива: в 2020 году - 7,6%, 2021 год - 6%, 2022 год - 5,4%. Это не позволяет решать проблемы системного характера:
в текущем году 47 субъектов Российской Федерации имеют дефицит территориальных программ госгарантий в части финансирования из своих бюджетов на общую сумму 55 млрд рублей;
с начала 2017 года в 1,5 раза возросла просроченная кредиторская задолженность медицинских организаций за счет средств ОМС и превысила 14 млрд рублей;
в отрасли непростая ситуация с реальной оплатой труда, которая требует изменений, в связи с чем в Минтруде России создана рабочая группа по формированию отраслевой системы оплаты труда медицинских работников в соответствии с поручениями Президента;
существуют риски дальнейшего сокращения численности младшего медицинского персонала;
на мероприятия по устранению кадровых проблем за 8 месяцев текущего года в регионах использовали менее 10% от перечисленных средств.
"Именно на фоне возрастающего объема финансирования здравоохранения, ФОМС, мы чувствуем необходимость переосмысления ряда позиций", - объявил Д.А.Морозов.
• Для большинства регионов очень серьезной нагрузкой являются платежи на ОМС неработающего населения - более 700 млрд рублей в год.
• Федеральные государственные учреждения здравоохранения, клиники медицинских вузов, участвуя в территориальных программах ОМС, испытывают проблемы.
• Тарифы ОМС не покрывают расходы медорганизаций, расположенных в сельской местности, в отдаленных, северных районах, которые не могут выполнить установленные объемы медпомощи из-за малочисленности населения и имеют минимальный коэффициент сложности лечения.
"В ходе работы над бюджетом этого года мы вышли на предложение - вместе с Комитетом по бюджету провести парламентские слушания по организационно-финансовым моделям современного здравоохранения", - проинформировал Д.А.Морозов.
В заключение председатель Комитета выразил позицию Комитета о поддержке законопроекта, подчеркнув: "Жизнь гораздо сложнее любых наших моделей и схем, но мы должны быть гибкими в принятии решений и адекватными - вызовам времени. Не забывая главного - безусловного исполнения Послания Президента по достижению финансирования здравоохранения из всех источников более 4% ВВП".