Правительство РФ скорректировало правила расходования федеральной субсидии, отправляемой государственным и частным медорганизациям на оказание ВМП вне базовой программы ОМС (ВМП-II). Теперь остаток целевых средств, если таковой образуется, можно направлять на зарплату, закупку лекарств, медизделий и другие операционные траты, кроме капитального строительства. Ранее остатки переносились на оказание ВМП в следующем году.
Полный список того, на что теперь можно будет тратить деньги, включает также покупку основных средств, лечебное питание, мягкий инвентарь, реактивы и химикаты, оплату отданных на аутсорсинг исследований, коммунальные и транспортные услуги, арендную плату за пользование имуществом, расходы на программное обеспечение и соцобеспечение работников. Перечень дублирует траты, включенные в структуру тарифа ВМП, описанного в программе госгарантий.
По данным Счетной палаты РФ, в 2020 году, например, федеральные медцентры на фоне коронавирусных ограничений не освоили 4,1 млрд рублей от годовых средств на ВМП-II, причем больше всего – 3,2 млрд рублей – осталось у медцентров ФМБА, у организаций Минздрава – 623,5 млн рублей, а 198,3 млн рублей осталось у клиник Минобрнауки и РАН.
Частные медцентры, тоже включенные в программу оказания ВМП второго перечня в 2020 году, в первый год работы оказали медпомощь на 2,38 млрд рублей из 2,5 млрд рублей запланированных. С 2021 года субсидию в 1,5 млрд рублей ежегодно получает только МИБС (на протонную терапию), хотя общий бюджет программы остается в пределах 2,5-2,6 млрд рублей. Нереализованные «частные» объемы стоимостью 921,5 млн рублей по поручению вице-премьера РФ Татьяны Голиковой в 2021 году отправились как раз на финансирование ВМП федеральных клиник.
В 2021 году 140 федеральных клиник, имеющих объемы ВМП-II, наоборот, превысили плановую субсидию на 1 млрд рублей (108,1 млрд рублей против 107,1 млрд рублей). В I квартале 2022 года медцентры потратили уже почти половину – 42,7% – годовой субсидии в 109,9 млрд рублей, тогда как год назад за такой же период израсходовали лишь пятую часть.
Действующий с 2016 года порядок финансирования федеральных медцентров в части ВМП-II содержит указание использовать нереализованные средства на те же цели в следующем финансовом году. При этом список расходов, на которые могут быть отправлены доходы от ВМП-II, в отличие от структуры тарифа ОМС, более широкий. Например, деньги можно отправить на закупку медоборудования без лимитов по стоимости за одну единицу.