Счетная палата сообщила о росте просроченной задолженности медорганизаций

30 июня 2023
news.ru

В ходе своего выступления на расширенном заседании Комитета Госдумы по охране здоровья и Комитета Госдумы по контролю 29 июня исполняющая обязанности Председателя Счетной палаты Галина Изотова высоко оценила проделанную правительством и Минздравом работу по нивилированию негативного влияния последствий пандемии и санкционного давления на сферу здравоохранения, а также рассказала о проблемных вопросах отрасли, которые требуют дополнительного внимания и решения.

В ключевых тезисах своего доклада она отметила, что программа госгарантий формируется при отсутствии законодательно установленных механизмов, сроков, методики формирования и расчета средних нормативов объемов и финобеспечения медпомощи. Кроме того, программа принимается уже после утверждения федерального бюджета и бюджета ФОМС, что создает предпосылки для формирования нормативов финзатрат, устанавливаемых под утвержденный бюджет.

“В итоге мы видим картину, когда территориальные программы госгарантий доходят до субъектов во втором квартале следующего финансового года, и наши регионы выполняют соответствующие полномочия без основополагающего документа”, – подчеркнула Галина Изотова.

Программа госгарантий должна реализовываться в соответствии со стандартами оказания медпомощи. При этом на данный момент актуальными стандартами охвачено только 25,6% нозологий, включенных в Международную статистическую классификацию болезней.

Базовая часть ПГГ, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджета ОМС, не обеспечена достаточным финансированием.

В докладе также отмечается, что в ряде регионов мероприятия региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения, в том числе в части создаваемой и модернизируемой инфраструктуры медорганизаций, не обеспечивают в полном объеме потребность в строительстве, реконструкции и капремонте медучреждений.

Галина Изотова также сообщила, что в 2022 г. кассовое исполнение расходов по госпрограмме составило 98,5%. Из 13 целей не достигнуто значение показателя только по одной – доля граждан, ведущих здоровый образ жизни. При этом данный показатель также установлен в ФП “Укрепление общественного здоровья”, но его значение отличается от установленного в Госпрограмме. Это свидетельствует об отсутствии координации при ее управлении и реализации.

При планировании объемов ВМП недостаточно учитывается фактическая потребность медорганизаций. Кроме того, отмечается значительная разница между регионами по исполнению объемов ВМП, в том числе по профилям медпомощи. Также в части контроля качества оказанной медпомощи установлены многочисленные факты непроведения ФОМС экспертиз медпомощи.

Счетная палата отмечает несовершенство применяемой методики расчета размера субсидии, направляемой субъектам РФ, а также формальный подход регионов при планировании этих расходов. Как следствие, по итогам 2022 года не выполнен показатель по доле отделений медреабилитации, оснащенных современным оборудованием, предусмотренный ФП “Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация” (план – 32%, факт – 12,5%). Расходы исполнены только на 88,2%.

Данные аудита указывают на недостаток врачей узкой специализации.

“В целом стоит отметить, что вопросы дефицита кадров остаются актуальными. Анализ укомплектованности врачами в амбулаториях показал незначительный рост - с 84% в 2018 году до 84,6% в 2022 году. По поручению Государственной Думы Счетная палата в настоящее время проводит анализ кадрового обеспечения системы здравоохранения, результаты которого будут представлены в конце года”– сообщила Галина Изотова.

Недостатки реализации цифрового контура здравоохранения пока не позволяют решить проблемы информатизации отрасли. В ЕГИСЗ передается только 33 вида электронных документов или 41% предусмотренного количества. При этом данные ЕГИСЗ не используются для формирования отчетности, что приводит к расхождениям многочисленных статданных и первичной информации медорганизаций, говорится в докладе.