В отчетном году Минздрав и Росздравнадзор улучшили показатели управления государственными финансами по сравнению с 2021 годом.
В целом качество планирования доходов пока остается на недостаточном уровне: у всех объектов контроля отмечено как перевыполнение, так и недовыполнение прогнозных показателей.
В ФМБА, Минздраве и Роспотребнадзоре отмечается значительное перевыполнение плана по доходам (210 % – ФМБА, 207 % – Минздрав и 118 % – Роспотребнадзор). В Росздравнадзоре поступления по доходам составили только 86 % плана.
Отмечается высокое исполнение расходов в ФМБА – 99,1 %, Росздравнадзоре – 99,0 %, Минздраве – 97,7 %. В Роспотребнадзоре исполнение по расходам составило 96,8 %, что ниже показателя 2021 года.
При этом отмечается невысокое освоение средств в рамках ФАИП: 78,6 % – у Минздрава и 60,4 % – у Роспотребнадзора. В части Минздрава не введены в эксплуатацию 11 объектов здравоохранения или 55,6 % запланированного. Среди основных причин – необходимость корректировки проектно-сметной документации. «Невысокий уровень освоения средств по ФАИП не только говорит о недоработках при планировании расходов и осуществлении контроля за реализацией программы, но и создает риски затягивания сроков сдачи объектов», – отметила на Коллегии исполняющая обязанности Председателя Счетной палаты Галина Изотова.
Расходы на реализацию госпрограммы «Развитие здравоохранения», ответственным исполнителем которой является Минздрав, исполнены на достаточно высоком уровне - 98,5 %, что выше уровня 2021 года (93,2 %). Из 13 целевых показателей, установленных на 2022 год, не достигнуто значение одного – «доля граждан, ведущих здоровый образ жизни» (план – 10,5 %, факт 7,2 %). При этом Счетная палата обратила внимание, что цели, показатели и задачи структурных элементов госпрограммы не в полной мере соответствуют целям и задачам, установленным документами стратегического планирования.
Основной объем нарушений, выявленных в ходе проверки в ФМБА (4,2 млрд рублей) и Роспотребнадзоре (413 млн рублей), связан с ведением бухгалтерского учета и отчетности, в Минздраве – с предоставлением субсидий юрлицам (6,1 млрд рублей). В Росздравнадзоре большая часть нарушений относится к сфере законодательства о контрактной системе.
В Минздраве, ФМБА и в Роспотребнадзоре выявлены нарушения при формировании государственных заданий.
Нарушения порядка предоставления межбюджетных трансфертов зафиксированы в ФМБА и Минздраве.
Так, ФМБА перечисляло межбюджетные трансферты регионам при отсутствии их заявок на сумму 90,4 млн рублей, Минздрав – регионам, которые не соответствовали критериям отбора на общую сумму 4,3 млн рублей.
Кроме того, ФМБА ненадлежащим образом осуществлялись полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного ФГУП, а также полномочия администратора доходов федерального бюджета.