Встреча В.Путина с общественностью Череповецка (О наставничестве)
Немых Анна Александровна, преподаватель Политехнического колледжа, город Магнитогорск.
Я являюсь тренером национальной сборной WorldSkills по компетенции "мехатроника" и с 2016 года по программе Академии WorldSkills Россия обучаю преподавателей и мастеров производственного обучения по данному направлению.
Мехатроника - это совершенно новая специальность для СПО, и первый выпуск будет осуществлён только в следующем году. Выпуск-то будет в следующем году, а некоторые проблемы обнаружились уже сейчас, причём это касается не только мехатроники, но и всего профобразования в целом.
Работодатель хочет видеть прежде всего практические, профессиональные навыки в выпускниках, а носителями этих навыков всегда являлись мастера производственного обучения. Именно мастер, владеющий своей профессией на должном уровне, способен научить мастерству студентов. А как их научить, когда количество часов на учебные практики, где и формируются профессиональные навыки, существенно снизилось, число мастеров уменьшилось, а их функционал поменялся?
Сегодня они вынуждены исполнять роль кураторов, координаторов учебных групп при выходе их на производственную практику. Хотя ни в коем случае нельзя отрицать важнейшую роль взаимодействия между учебным заведением и работодателем, а сами мастера сегодня, по сути, - это люди, которые сохранились ещё со времён училищ.
Молодёжь на эту должность идёт неохотно, и в принципе их можно понять, ведь сегодня мастеров на фоне преподавателей недооценивают, а технологии не стоят на месте. Мастер должен развиваться, идти в ногу со временем в той области, в которой он готовит студентов.
В связи с этим мы видим острую необходимость в возрождении института мастеров-наставников в структуре СПО. Необходимо способствовать их развитию, оценивать их квалификацию прежде всего сквозь призму владения современными профессиональными навыками.
Я не понаслышке знаю, что такое мастер-профессионал. Вместе со мной работает мой воспитанник, участник чемпионата мира в Абу-Даби, серебряный призёр EuroSkills в Будапеште, он является носителем уникальных навыков и технологий. Передавая их студентам, делает и их уникальными мастерами и специалистами своего дела.
Но главная его мотивация - это участие в движении WorldSkills, где он сейчас принимает участие в роли эксперта, тренера, а ведь не все мастера имеют такую мотивацию. Знаете, у нас, мехатроников, есть девиз: "Заставь это работать". Мы уже заставили это работать в масштабах чемпионатного движения, так давайте заставим это работать и в масштабах всего профессионального образования нашей страны.
В.Путин: ...Во-первых, речь наверняка должна идти об уровне заработной платы, доходов.
А.Немых: О стимулирующих выплатах прежде всего.
В.Путин: Да, и о стимулирующих выплатах, наверное. Это вопрос, который требует дополнительного изучения.
Что касается уровня заработной платы, то он должен расти так же, как и уровень заработной платы преподавателей. Видимо, существует стартовая разница. Поэтому нужно к этому обязательно вернуться, для себя точно помечу это, пообсуждаем с коллегами.
Здесь, на мой взгляд, два возможных пути, решения. Первое - это определить другой уровень оплаты труда. И второе, как здесь мы сейчас видели, - приглашать специалистов с производств, напрямую. И "ФосАгро" это делает, и "Северсталь" это делает. Но это здесь, где есть крупные предприятия, но они есть не везде, это правда, поэтому нужен общий подход, и обязательно на это внимательно посмотрим.
А то, что Вы правы, здесь у меня сомнений никаких нет, потому что не только при наличии хорошего преподавателя и педагога можно сделать классного специалиста, но и при наличии таких мастеров, о которых Вы сказали. По-другому сделать будет невозможно, добиться результата. Поэтому на это нужно обратить повышенное внимание. Сделаем это обязательно, посмотрим.
Ляпунцова Елена Вячеславовна - доктор технических наук, профессор МГТУ имени Баумана, руководителем Межрегиональной общественной организации "Лига преподавателей высшей школы".
Один из значимых проектов нашей организации - это "Золотые имена высшей школы". Поддержан Фондом президентских грантов. Самое главное, вошли в топ‑100 лидеров проектов, и это очень значимо для нас и очень весомо.
За два года, которые существует этот проект, нашими участниками стали более полутора тысяч преподавателей высшей школы, 70 регионов откликнулось в этом проекте. Если говорить о возрасте, как раз сейчас говорили о молодых и почтенных, конкурс объединяет преподавателей от 24 до 92 лет. Это действительно золотые имена нашей науки, нашего образования.
Церемония награждения проходит в Общественной палате Российской Федерации. Это ещё больше придаёт значимости, статуса профессии. Безусловно, наша задача как концепция этого проекта, "Золотые имена", - это популяризация и межрегиональное взаимодействие. Мы благодарны советам ректоров, которые поддерживают и понимают их значимость, а главное, мы понимаем то, что сами преподаватели существуют, готовы выразить гражданскую позицию и быть профессионалом своего дела.
Наша задача - создать кейсы, создать самые лучшие, масштабировать то, что у нас существует. Мы проводим публичные лекции в РГБ, в Доме Пашкова, и так далее. Самая главная сейчас задача - это понять значимость, что мы хотим дальше быть полезны.
Владимир Владимирович, было 25 января - Татьянин день, День студенчества. Скоро будет День российской науки. Моя семья отдала 168 лет в общей сложности вообще образованию, и я, наверное, династийный преподаватель, я этим горжусь. У нас все в семье "остепенённые".
Вы знаете, профессиональное сообщество может ли выйти с инициативой создать профессиональный праздник преподавателей высшей школы? Я буду очень Вам признательна. Мне кажется, нас надо поддержать. Есть День учителя, есть День воспитателя и другие, но подумайте о нас, о преподавателях высшей школы.<...> Когда в проекте "Золотые имена высшей школы" мы видим уникальных, почтенных преподавателей достаточно взрослого возраста, когда они читают лекции, они становятся молодыми людьми. У них потрясающая риторика, это действительно наставничество. Самое главное, очень важно, как воспринимает сейчас молодёжь образование и науку, они хотят оставаться в профессии, а главный статус - профессия. <..> Это действительно "золотые имена".
В.Путин: Да, так и есть. Ведь продолжительность жизни среди преподавателей высшей школы в целом выше, чем у всех других людей, занимающихся другими видами деятельности. И это не случайно. Это связано с работой мозга.
Что касается направления Вашей работы, безусловно, оно заслуживает поддержки, это очень благородная и важная миссия, без всякого преувеличения говорю, имея в виду важность науки и образования, поддержку статуса людей, которые добиваются реально больших и нужных для народа и страны результатов, крайне важная вещь.
По поводу ещё одного праздника профессионального подумаем, посоветуемся вместе с профессиональным сообществом.