Утверждена Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года (Распоряжение №1797-р от 14.08.19 и Стратегия развития экспорта услуг)
Распоряжение от 14 августа 2019 года №1797-р. Цель Стратегии - создать предпосылки для повышения конкурентоспособности российских услуг на глобальных рынках и формирования в России привлекательных условий на основе подходов к регулированию и налогообложению экспортной деятельности.
Распоряжение №1797-р от 14.08.19 и Стратегия развития экспорта услуг
Справка
Подготовлено Минэкономразвития России в рамках федерального проекта "Экспорт услуг" национального проекта "Международная кооперация и экспорт".
Подписанным распоряжением утверждена Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года (далее - Стратегия) и план её реализации.
Цель Стратегии - создать предпосылки для повышения конкурентоспособности российских услуг на глобальных рынках и формирования в России привлекательных условий на основе подходов к регулированию и налогообложению экспортной деятельности, не менее эффективных по сравнению с конкурирующими юрисдикциями.
Задачи Стратегии - определение конкурентного потенциала и перспективных направлений для развития российского экспорта услуг по видам услуг, формирование системного подхода по устранению барьеров и проблем в сфере экспорта услуг, определение приоритетов и задач по поддержке и расширению экспорта услуг, мотивации экспортёров.
Стратегия направлена на создание условий по обеспечению устойчиво высоких темпов роста экспорта услуг для достижения к 2025 году его объёма в 100 млрд долларов США в год.
Комментарий Дмитрия Медведева к распоряжению Правительства от 14 августа 2019 года №1797-р на заседании Правительства 15 августа 2019 года: "Я подписал Стратегию развития экспорта услуг до 2025 года. Это тоже очень перспективный рынок, на котором Россия пока представлена недостаточно. Но через шесть лет объём экспорта услуг должен достичь 100 млрд.долларов. В Стратегии определены направления, по которым нужно идти, приоритеты - это не только транспорт или строительство, но и высокотехнологичные услуги, включая медицинские, образовательные, интеллектуальная собственность и целый ряд других направлений".Среди первоочередных задач, которые предстоит решить, - финансовая помощь медорганизациям для прохождения аккредитации по международным стандартам и открытия представительств за рубежом, решение вопроса доступа иностранных граждан к российским телемедицинским услугам, более качественное обучение медиков иностранным языкам.
Медицинским услугам посвящен 10-й раздел документа. Авторы относят кардиологию, онкологию, офтальмологию и нейрохирургию к приоритетным направлениям для экспорта медицинских услуг. По их мнению, хорошим потенциалом обладают также оздоровительный медицинский туризм и телемедицина.
Среди первоочередных мер в документе выделены: включение изучения иностранных языков в качестве общепрофессиональных и профессиональных компетенций во все федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки специалитета и в аспирантуре, возмещение затрат медицинским организациям на международную аккредитацию и сертификацию и на открытие представительств (кабинетов, центров) на территории других государств, которые будут отбирать и направлять пациентов на лечение в Россию. Необходимо обновить устаревший санаторно-курортный фонд, устранить административные барьеры, связанные с получением виз для медицинских целей и с доступом к российским телемедицинским услугам (сегодня он ограничен ввиду жестких правил идентификации и аутентификации), а также решить вопрос трансграничного медицинского страхования.
По данным Международной ассоциации медицинского туризма (IMTA), около 11 млн туристов ежегодно путешествуют с медицинскими целями. В ближайшие 6 лет сектор коммерческих медицинских услуг достигнет оборота в 3 трлн долл. США. Крупнейшие экспортеры в секторе - США, Великобритания, Турция, Таиланд, Сингапур, Корея, Индия. Их опыт показывает, что для привлечения иностранных граждан следует соблюсти несколько условий. Во-первых, дать им полную информацию о медицинских услугах и ценах на их родном языке. Стоимость лечения, конечно, должна быть более привлекательной, чем "дома" (по данным IMTA, "медицинские" туристы могут сэкономить от 25 до 75% затрат в зависимости от страны и типа выполняемой процедуры). Во-вторых, ввести упрощенный визовый режим или особые визы. В-третьих, обеспечить доверие к лечебным учреждениям путем аккредитация и сертификации по международным стандартам.