Сообщение Татьяны Голиковой на совещании с Владимиром Путиным о санитарно-эпидемиологической обстановке в стране
Т.Голикова: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович! Добрый день, уважаемые коллеги!
Несколько слов о той ситуации, которая складывается сейчас в Российской Федерации с эпидемией новой коронавирусной инфекции.
Но прежде чем подойти к вопросам того, как это складывается в Российской Федерации, я бы хотела обратиться к пусть короткой, но истории этого вопроса.
С декабря 2019 года в мире продолжается регистрация случаев новой коронавирусной инфекции. Сегодня в процесс, к сожалению, вовлечено уже 185 стран, а это почти уже все страны мира. Несмотря на то, что более 48 процентов стран к началу марта текущего года уже имели выраженный рост заболеваемости с темпами 21,6 процента, доля летальных исходов к концу апреля выросла практически в 3,5 раза и составила по состоянию на 10 мая 2020 года 6,8 процента, что к сожалению, опять же подчеркну, свидетельствует об утяжелении клинических форм инфекции и, может быть, недостаточности работы по активному выявлению больных, о которой Вы сегодня, Владимир Владимирович, говорили.
Теперь о России.
Российская Федерация начала проведение противоэпидемических мер сразу после появления первой информации о том, что происходит в Китайской Народной Республике, и Вы об этом хорошо знаете. Это позволило в течение двух месяцев не допустить завоза инфекции на территорию Российской Федерации и, соответственно, подготовиться полноценно и медицинским службам, и промышленности России для того, чтобы противостоять новой коронавирусной инфекции.
Вступив в процесс во второй половине марта, а процесс этот начался с завоза инфекции с территории европейских стран, в России сейчас фиксируется тенденция к снижению темпов прироста. Это снижение составило 4,9 раза за прошедший период, и по состоянию на 11 мая 2020 года темп прироста составил 5,6 процента.
С одной стороны, конечно, нас радуют эти цифры. С другой стороны, мы не можем не беспокоиться, что абсолютные приросты в ряде регионов страны пока еще остаются высокими, и они, собственно, являются для нас неким тормозом для того, чтобы принимать решения, которые приводили бы к послаблению ограничительных мер.
Тем не менее я бы хотела отметить, что важным показателем тенденции стабилизации ситуации в России является увеличение в структуре заболеваемости доли лиц без клинических симптомов. Такая доля лиц на сегодняшний день составляет 46,5 процента. Это позволяет говорить не о больных, а об инфицированных лицах и свидетельствует о той работе, которую проводят все регионы страны сегодня по ликвидации очагов.
Также я бы хотела отметить, что снижение удельного веса пневмоний с 25 до 20,6 процента в структуре инфицированных, уменьшение периода от даты заболевания до госпитализации практически в 9 раз, а также темпов прироста (то, что я уже сказала) в 2,6 раза позволили иметь достаточно низкие показатели летальности в Российской Федерации, которые сегодня в 7,4 раза ниже, чем по миру в целом. При этом я хочу сказать, что мы не должны этим успокаиваться. Мы должны стремиться к тому, чтобы эти показатели также снижались.
Уважаемый Владимир Владимирович! Вы давали нам поручение подготовить соответствующие мероприятия, и Вы об этом сказали в своем выступлении, которые позволили бы регионам страны постепенно снимать ограничительные меры. Такие методические рекомендации были подготовлены Правительством и Роспотребнадзором утверждены 8 мая текущего года, и, соответственно, они доведены до всех регионов страны, они имели возможность оценить, как они сегодня выглядят по распространению эпидемии у них на территориях.
Хочу еще раз сказать, что к числу основных показателей, которые мы выбрали как три ключевых, отнесены: первое - это коэффициент распространения инфекции, определяемый как среднее количество людей, которых инфицирует один больной до изоляции. Мы очень долго думали, какой показатель для России выбрать в качестве основного и в конечном итоге остановились на этом показателе, я чуть позже скажу, какой он у нас, в России, как выглядят другие регионы.
Второй показатель - это наличие свободного коечного фонда для лечения больных, которые страдают новой коронавирусной инфекцией.
И, наконец, третий показатель - это показатель тестирования на 100 тысяч населения в день, усредненный за последние 7 дней.
Хочу сказать, что период выхода включает в себя три этапа. При этом значение первого этапа, который, как мне кажется, самый ключевой, нормативно соответствует следующим значениям. Первое - это коэффициент распространения инфекции, о котором я уже сказала, не должен быть больше единицы, а если он меньше единицы, то значит инфекция в стране и в соответствующем регионе идет на спад. Свободный коечный фонд - не менее 50 процентов от нормативного, и количество тестов на 100 тысяч населения в день - порядка 70.
Вы уже в своем выступлении сказали, что несмотря на то, что мы в определенный период времени выбрали для себя нормативное значение коечного фонда, который должны были создать все субъекты Российской Федерации, мы, тем не менее, страхуясь на случай возможного развития ситуации по неблагоприятному сценарию, приняли дополнительное решение и увеличили коечный фонд дополнительно. Сегодня против нормативного значения коечный фонд увеличен на 38,6 процента и, что важно, 41,3 процента этого коечного фонда сегодня свободен.
Также Вы отметили увеличение тестирования. Сегодня мы уже проводим 5,6 миллиона исследований, и 66 субъектов Российской Федерации имеют достаточно высокие показатели тестирования. И мне кажется, что здесь важно подчеркнуть, что на стадии ослабления ограничительных мер нельзя ослаблять это направление, нужно, наоборот, стремиться к его расширению, поскольку нам придется жить с этой инфекцией. Мы должны таким образом организовать свою работу и свой быт, чтобы мы были если не полностью, то хотя бы частично застрахованы тем, что имели возможность тестировать наше население и иметь возможность выявлять эту новую инфекцию. А это, конечно, залог более раннего выявления заболевания.
Сейчас я хочу вернуться к 11 мая. Если бы сегодня субъекты Российской Федерации по тем трем критериям, которые я упомянула, принимали решения об ослаблении ограничительных мер, то таких бы регионов сегодня оказалось 11. Большая или маленькая эта цифра - сейчас судить сложно. Но мы первый раз сегодня произносим эту цифру, что из наших 85 регионов страны 11 могли бы выйти не только на первый, но и на второй этап снижения ограничительных мер.
Безусловно, каждый субъект Российской Федерации - так, как Вы и сказали - по согласованию с главными санитарными врачами субъектов будет принимать свои решения. Но еще раз хочу подчеркнуть, вторя Вам, наверное, что ослабление этих ограничительных мер должно приниматься очень осторожно, с оглядкой на то, что инфекция может вернуться. И, несмотря на то, что сегодня, 11 мая, по Российской Федерации коэффициент распространения инфекции равен единице в среднем, по субъектам Российской Федерации, конечно, он достаточно серьезно варьируется. Хотя хочу сказать, и это, может быть, порадует нас всех вместе, что на сегодня, опять же на 11 мая, 22 региона в дополнение к этим 11-ти могли бы вступить на путь ослабления ограничений, если бы два других критерия, а именно 50 процентов свободного коечного фонда и охват тестированием не менее 70-ти на 100 тысяч населения, мог бы исполняться.
Но очевидно, и мы общаемся с нашими коллегами из регионов, это достижимые показатели, и они всегда могут при определенном дополнении своих мероприятий в тех планах, о которых Вы упомянули, их нарастить и, соответственно, обеспечить стратегию выхода из ограничительных мероприятий.
В заключение, Владимир Владимирович, уважаемые коллеги, я бы хотела сказать следующее. Конечно, мы готовились к сегодняшнему дню. Конечно, на протяжении и этих майских праздников, и особенно последних дней с 8-го до 11 мая мы смотрели, как по этим показателям ведут себя субъекты Российской Федерации. Должна сказать, что достаточно серьезные были колебания от одной группы субъектов к другой группе субъектов. Но те 11 регионов, которые я упомянула, оставались более или менее постоянными на протяжении этого периода мониторинга.
К чему я это говорю? Я это говорю к тому, что, несмотря на то, что нам всем очень хочется побыстрее выйти из режима самоизоляции, нам очень хочется вернуться к обычному, традиционному для нас ритму жизни, я все-таки хочу обратить внимание, что соблюдение определенных ограничений, соблюдение требований санитарно-эпидемиологических мероприятий и санитарных врачей субъектов Российской Федерации будет для нас абсолютным залогом того, что выход из этих ограничений мы сможем совместно приблизить.
Спасибо.