Сообщение Александра Винокурова, члена совета директоров компании "Магнит" на совещании с Президентом о работе розничной торговли в период пандемии

21 июня 2020

А.Винокуров: Добрый день, Владимир Владимирович! Последние три месяца я вместе с коллегами в круглосуточном режиме занимался теми вызовами, с которыми столкнулась наша отрасль.

Начну с финала. Мы все вместе справились. У нас были три цели - это цены, это чтобы всё было на полках, и безопасность наших покупателей и наших сотрудников. Конечно, розницу штормило. Розницу штормило во всём мире. Но мы действительно прошли этот непростой период лучше, чем другие страны.

Три вещи, которые удивили и порадовали. Во-первых, это поведение наших покупателей. Я сейчас нахожусь в магазине "Магнит". У нас таких магазинов 22,5 тысячи по всей стране, и к нам каждый день приходят 16 миллионов россиян (это население Нидерландов, которое посещает наши магазины каждый день).

У нас, конечно, был ажиотаж. Основной ажиотаж был в марте. Было даже два дня - 17-е и 18 марта, когда спрос был больше, чем 31 декабря, в Новый год. Такого в рознице не бывает. Но мы это преодолели. У нас не было истерии, у нас не было паники, как мы видели в других странах.

Два фактора. Во-первых, наши покупатели более ответственные, более дисциплинированные, более спокойные. Конечно же, мы подготовили запасы и инфраструктуру. У нас были пики спроса, но у нас пики спроса были меньше и на другие категории, не так, как в других странах. Самыми популярными товарами были гречка, рис, макароны, спрос на которые увеличился в четыре-пять раз. В большом количестве в других странах самым популярным товаром оказалась туалетная бумага, спрос на которую вырос в семь-восемь раз, а в России - меньше чем в два раза.

Во-вторых, я хотел бы прокомментировать поведение участников отрасли в более широком смысле. Это и производители, это и логистические операторы, и розничные сети. Вы знаете, главный вывод: все наши люди вели себя очень корректно, очень достойно, очень по-человечески, наши базовые ценности никуда не делись. Никто не пытался заработать, никто не пытался в это время заниматься спекуляцией. У нас больше 6 тысяч поставщиков, и все очень быстро договаривались, все увеличивали отгрузки, все шли друг другу навстречу. Мы увеличили количество локальных производителей: у нас добавилось 500 локальных производителей. Мы упростили систему взаимодействия с нашими поставщиками, и это структурное изменение останется навсегда. Мы обнулили наценки на социально значимые товары. Да, конечно, где-то были эксцессы, где-то были перекосы, но мы их очень быстро корректировали: где-то сами, где-то совместно с Минпромторгом, с ФАС, с Минсельхозом, и мониторим это каждый день.

Я также хотел бы отметить оперативность. Огромное количество решений, огромное количество сложных решений принимались каждый день. Пример, который Вы тоже использовали, про средства индивидуальной защиты. У нас в начале эпидемии не было большого запаса, потому что данный ассортимент - исторически это аптечный ассортимент. Но мы очень быстро эту ситуацию исправили. Мы обеспечили всех наших сотрудников СИЗами и обеспечили все наши полки. У нас сейчас запасы масок и перчаток - это десятки, десятки миллионов. Я надеюсь, что они не понадобятся, что все будут здоровы, и мы готовы нести на этом убыток.

Мы присоединяемся ко всей стране, преклоняемся, благодарим наших врачей. Мы как отрасль чем могли и как могли помогали врачам, и не только врачам. Но в нашей отрасли есть свои герои - это наши продавцы. Из 300 тысяч сотрудников "Магнита" 200 тысяч - это люди, которые работают в торговом зале, это люди, которые с самого начала были на передовой, они были в зоне риска. В начале эпидемии не было средств индивидуальной защиты, не было защитных щитов в прикассовых зонах, но наши продавцы каждый день выходили на работу, работали в усиленном режиме и занимались своим самым главным делом - снабжали нашу страну едой.

В-третьих, я бы хотел прокомментировать работу с нашим Правительством. Мы точно не пришли бы к этому результату, если бы не очень слаженная работа. Это был беспрерывный процесс: у нас каждый день в девять утра был штаб в Минпромторге, который заканчивался поздней ночью. Вы знаете, глубина погружения и скорость реакции порой просто поражала.

Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить наше Правительство, поблагодарить Минпромторг России - это наше профильное министерство, мы с ним работали как одна команда. Я всегда с огромным профессиональным уважением относился к нашему министерству, но здесь оно себя показало с другой стороны - как высококлассный антикризисный менеджер. Большое спасибо.

И в заключение, Владимир Владимирович, я хотел сказать, что мы изнутри видим все цифры и видим всю аналитику. Мы действительно прошли это непростое время лучше, чем большинство других стран. Мы все видели фотографии пустых полок, мы все видели огромные очереди, паническое поведение. У нас не было "двух куриц в одни руки", как мы видели во многих других странах. По результатам, я считаю, нашей розницей можно и нужно гордиться. Я надеюсь, что вся страна за последние три месяца это увидела, что мы социально ответственная отрасль, отрасль, в которой в нужное время все сплотились и показали невероятную оперативность и взаимодействие.

Нет худа без добра. Мы стали сильнее, мы улучшили, усовершенствовали, оптимизировали большое количество разных процессов.

Владимир Владимирович, в любой Вашей командировке, если будете проезжать "Магнит", пожалуйста, заходите, без предупреждения заходите, Вы увидите подтверждение моим словам: Вы увидите полные полки, Вы увидите адекватные цены, Вы увидите довольных покупателей и улыбающихся продавцов, которые всем улыбаются и Вам улыбнутся. Большое спасибо.

В.Путин: Спасибо, Александр Семёнович.

Очень впечатляет то, что Вы сказали. В разных странах по-разному процессы эти происходили. Мы всё-таки должны сосредоточиться не на том, чего мы добились, а чего нам добиться пока не удалось. Я в заключение скажу об этом. Но в целом я согласен с тем, что Вы сказали. Вам спасибо большое. Вы правильно вспомнили про продавцов. Действительно, женщины и мужчины работали, особенно в первое время, даже без средств индивидуальной защиты, каждый день были на своём посту. Кроме слов благодарности, здесь нечего сказать.