Сообщение Александра Самойлова (директор ФМБЦ) на совещании с Президентом об оптимизации процессов лечения ковидных больных

27 июня 2020

А.Самойлов: Уважаемый Владимир Владимирович! Позвольте рассказать об оптимизации процессов в нашем центре при лечении пациентов с новой коронавирусной инфекцией.

Государственный научный центр Российской Федерации - Федеральный медицинский биофизический центр имени Аветика Игнатьевича Бурназяна является одним из ведущих научно-клинических учреждений в системе Федерального медико-биологического агентства, и в мирной жизни мы обслуживаем контингент "Росатома", "Роскосмоса", сотрудников предприятий оборонно-промышленного комплекса. В числовом эквиваленте это примерно 20 тысяч пролеченных больных в год.

Мы начали этот год примерно с такими же планами, но новая коронавирусная инфекция внесла свои коррективы. Мы в Москве одни из первых федеральных учреждений, которые были перепрофилированы для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией. На нашей базе был создан единый кол-центр ФМБА России, который маршрутизировал пациентов внутри региона в Москве между клиниками Федерального медико-биологического агентства в зависимости от тяжести пациентов. Кол-центр за эти месяцы маршрутизировал 4 тысячи пациентов, из них наиболее тяжёлых мы брали на себя, это порядка 400 пациентов.

Конечно, работа в новых условиях, безусловно, сразу выявила узкие места. Здесь нам пригодился совместный опыт работы вместе с коллегами из госкорпорации "Росатом" и применение принципов бережливого производства. Нам удалось упростить процесс выдачи средств индивидуальной защиты в два раза и уменьшить трудоёмкость. Это было важно, потому что так же, как и у других лечебных учреждений, у нас было недостаточное количество врачей-инфекционистов, и мы перепрофилировали фактически с колёс врачей-травматологов, реабилитологов, по спортивной медицине, стоматологов. С учётом массового поступления пациентов фактически действительно работали в военно-полевых условиях, необходимо было обеспечить безопасность медицинскому персоналу. Мы сократили время оформления медицинской документации в несколько раз, а в некоторых случаях в 12 раз путём применения данных технологий. Мы перешли на электронный документооборот, отказались от бумажных носителей. Конечно же, это позволило максимально тратить время нашим медицинским специалистам на достаточно непростых пациентов.

Мы внедрили специальную систему контроля в так называемой чистой зоне, когда появлялись условно инфицированные пациенты, а такие тоже были, необходимо было быстро принять решение врачу-эпидемиологу и реализовать план действий, чтобы не допустить инфекционных очагов. Тот видеоряд, который мы сделали вместе со специалистами "Росатома", выявил узкие места и позволил нам сократить время принятия решений в 10 раз - с 30 минут до 3 минут. Это было принципиально важно, потому что мы не могли отказать тем пациентам, которые у нас лечатся в "чистых" корпусах, а это пациенты онкологического и гематологического профиля. За этот период мы пролечили 1845 таких пациентов, более 100 пациентов получили лучевую терапию при онкологических заболеваниях. При этом мы не допустили ни одного крупного инфекционного очага, применяя данные технологии.

Таким образом, на сегодняшний день мы можем констатировать, что принципы организации производственных процессов применимы и в медицинских организациях, и как ведущая организация мы точно так же готовы стать центром компетенций и тиражировать это. Спасибо.

В.Путин: Спасибо, Александр Сергеевич. Чрезвычайно важный опыт не только для медицины, для очень многих других отраслей. То, что Вы сказали, конечно, впечатляет. Такое серьёзное повышение производительности - это, конечно, очень востребовано в такие моменты. Не было бы счастья, но несчастье помогло, как у нас говорят в народе. Эти и другие компетенции, надеюсь, у нас сохранятся и после того, как все проблемы, связанные с эпидемией, останутся в прошлом. Спасибо большое.