В ГД обсудили проблемы и перспективы применения телемедицины
Мероприятие в режиме видео-конференц-связи с участием представителей профильных министерств, Совета Федерации, общественных и пациентских организаций, IT-индустрии провел Председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов.
Он остановился на тех моментах, которые еще предстоит проработать вместе с ведомствами. "Нам нужно в срочном порядке модернизировать телемедицинские технологии. Нужно посмотреть, что мы должны еще сделать, в том числе в законодательном плане", - сказал он.
Во‑первых, необходимо полностью перейти на электронный документооборот, отметил глава Комитета. "Он налажен в большинстве больниц, но с дублированием бумажных вариантов - для контролирующих органов, прокуратуры, судов. И получается двойной документооборот", - констатировал Дмитрий Морозов.
Второе - развивать электронные больничные и электронные рецепты. Председатель Комитета предложил также грантами поддерживать разработчиков медицинских приложений. По его словам, главное, чтобы они были простыми в использовании.
Парламентарий допускает, что в условиях пандемии стоит рассмотреть возможность проведения и первичных осмотров в дистанционном формате.
Далее - телемедицинские технологии необходимо внедрять во все клинические рекомендации.
И следующее направление работы, которое обозначил Председатель Комитета, - это внедрение телемедицинских предрейсовых осмотров водителей, летчиков, машинистов.
Также Дмитрий Морозов предложил поставить вопрос о продлении срока дистанционной торговли рецептурными лекарствами после 2020 года.
Комментируя, заместитель Министра здравоохранения РФ Павел Пугачев заявил, что Минздрав будет признателен за такую инициативу. Он сообщил, что Минздравом подготовлен законопроект о распространении телемедицинских технологий в сфере дистанционных предрейсовых осмотров."Он прошел согласования с ведомствами, и мы рассчитываем в ближайшее время внести его в Правительство", - сказал заместитель Министра.
Минздравом подготовлен приказ о переходе на электронный документооборот, сказал Павел Пугачев. Документ проходит регистрацию в Минюсте. "Мы рассчитываем до конца года его принять. Предполагается, что в случае готовности медорганизации решением главного врача она может быть переведена на полностью электронный документооборот и избавлена от необходимости хранить бумажные копии, как говорится, "для прокурора", пояснил он.
Также представитель ведомства попросил поддержки депутатов в принятии законопроекта о праве гражданина хранить данные о своих медобследованиях в Единой государственной информационной системы в здравоохранении (ЕГИСЗ), оперативно предоставляя к ним доступ медиков. "Люди зачастую хранят свою медицинскую документацию в электронной почте, мессенджерах, что небезопасно. Надо предоставить безопасный сервис на стороне государства", - считает Павел Пугачев.
Руководитель Центра телемедицины Департамента здравоохранения Москвы Мария Соколова рассказала о работе центра, созданного в марте. По ее словам, сейчас в нем трудятся 300 врачей, работа ведется круглосуточно. В условиях пандемии, когда каждый пациент, в том числе с легким и средним течением заболевания, нуждается в динамическом наблюдении и сохраняется риск нехватки амбулаторных резервов, работа центра показала свою востребованность. На данный момент проведено уже более 541 тыс. консультаций.
Вместе с тем, констатировала Мария Соколова, не каждый врач оказался готов к проведению онлайн-консультаций, медикам необходимо обучение. И не все пациенты были готовы выйти на видеосеанс, некоторых приходится убеждать.
По словам Дмитрия Морозова, московский Центр телемедицины - это тот опыт, который заслуживает тиражирования в российских регионах.
Директор Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Ольга Кобякова считает, что нужно бороться с предубеждениями в отношении телемедицины. Она указала на необходимость разъяснительной работы как среди населения, так и среди врачебного сообщества.По словам завкафедрой терапии, общей врачебной практики и ядерной медицины ФДПО ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова академика РАН Григория Ройтберга, телемедицина стала полноправной частью медицинских услуг. Даны предпосылки для включения телемедицинских услуг в программы госгарантий ОМС.
В числе преимуществ он назвал повышение доступности и оперативности медпомощи, в том числе в удаленных районах страны; улучшение качества медобслуживания, возможность своевременной коррекции лекарственной терапии; разгрузку стационаров, снижение частоты госпитализаций и обращений за скорой медпомощью; возможность консультирования у лучших мировых специалистов. Немаловажно - удобство для пациента - не нужно ехать в поликлинику и ждать в очередях.
Но есть и риски, отметил академик. Это, по его словам, искажение получаемой и передаваемой информации из‑за ненадлежащего технического оснащения; постановка ошибочного диагноза из‑за отсутствия непосредственного осмотра пациента; сложность контроля качества оказанных телемедицинских услуг; вопросы идентификации врача и пациента. Есть, подчеркнул Григорий Ройтберг, и правовые риски, такие как нарушение конфиденциальности информации и персональных данных, разглашение врачебной тайны. Если говорить о финансово-экономических аспектах, не отработана система оплаты и налогообложения медицинских услуг.