Герман Греф информировал главу государства об экономике и деятельности банка

08 декабря 2020

Г.Греф: Владимир Владимирович, действительно, этот год был очень непростым для всей экономики, в частности для одиннадцати отраслей, которые пострадали больше всех, и, конечно, для банковского сектора.

В начале года все наши прогнозы были достаточно пессимистичными, и мы предполагали, что спад ВВП мог достичь 12 процентных пунктов. И конечно, март, конец марта (мы начали формировать резервы уже в марте), апрель и май - это были месяцы, когда мы старались максимально создать провизии под будущие проблемы.

Мы видели, конечно, обвал на целом ряде рынков: туризм, перевозки, посещение ресторанов, кафе и так далее - одиннадцать отраслей, действительно, очень сильно пострадали. Но меры, которые были предприняты, в частности две меры сработали, мы считаем, очень хорошо, которые приняло Правительство.

Первое - это выплаты семьям с детьми. Это очень сильно поддержало людей, мы увидели сразу же, как появилась экономическая активность у людей. И второе - это кредит под два процента под выплату заработной платы при условии сохранения рабочих мест. Мы анализировали - такого решения мы не видели нигде в других странах, но оно сработало очень хорошо. Если будут сохранены рабочие места, то в марте предприятия фактически спишут все эти полученные кредиты, включая проценты. Это, конечно, огромная мера поддержки. И в целом мы увидели, что с мая началось - июнь, июль, август - очень быстрое восстановление. В результате наша оценка падения ВВП составляет примерно 3,8-4,5 процента, не больше.

В.Путин: В Правительстве и в Центральном банке примерно такие же цифры.

Г.Греф: Да. Это значительно лучше, чем мы ожидали, конечно, изначально. В сентябре началась стагнация потребительских расходов, в ноябре и декабре мы видим падение опять спроса - и опять-таки из-за пандемии. Но тем не менее такой глубины падения, которое мы видели весной, нет, и, в общем, наши опасения пессимистичные уже тоже не имеют места быть. Поэтому мы думаем, что в этом году наша прибыль примерно сократится на 12, может быть, 13 процентов по сравнению с прошлым годом, и мы в этом году заработаем, я думаю, более 700 миллиардов рублей чистой прибыли.

Мы недавно приняли нашу новую трёхлетнюю стратегию, в ноябре наш наблюдательный совет её одобрил. На этой неделе мы её презентовали нашим инвесторам.<...> третий и четвёртый квартал - у нас идёт восстановление полное, внекризисного периода уже. А вот первый-второй квартал, конечно, мы очень сильно, вслед за нашими клиентами, естественно, вынуждены были формировать резервы, и чистая прибыль упала.<...> У нас рентабельность капитала в этом году будет где-то в районе 16 процентов, что для кризисного года очень неплохо. Самое главное, что мы видим, что, скорее всего, мы будем в состоянии платить 50 процентов дивидендов. Мы в этом году заплатили 423 миллиарда дивидендов, это самая большая сумма за всю историю, которая платилась российскими компаниями. Несмотря на кризис, мы сумели сохранить весь объём. И мы очень надеемся, что в течение следующих трёх лет мы будем в состоянии платить 50 процентов дивидендов. Соответственно, в следующем году - мы понимаем, какие проблемы есть у бюджета в связи с большими затратами в этом году на поддержку предприятий и людей, и мы сделаем всё, чтобы остаться в рамках прогноза и платить весь объём дивидендов.

В этом году мы потратили много денег в связи с коронавирусом: примерно 17 миллиардов рублей в совокупности мы потратили на дополнительные расходы. В том числе мы сильно увеличили благотворительную помощь, мы покупали очень много средств индивидуальной защиты для клиник в различных регионах. Буквально на прошлой неделе мы опять отправили партию средств защиты в регионы северо-запада. Мы помогали полиции, мы помогали больницам, детским домам. Конечно, закупали средства индивидуальной защиты для наших сотрудников, потому что мы всё это время работали и, конечно, вынуждены были покупать и маски, и средства защиты для всех клиентов, потому что вход в офис сейчас допускаем только в случае, если клиент в маске. Если у него маски нет, то мы предлагаем ему маску, которая есть в каждом отделении.

Но в целом сейчас, конечно, произошла адаптация к той очень непростой ситуации, которая была у нас в начале года, и в целом мы смотрим в 2021 год [с оптимизмом]. Несмотря на то что, мы понимаем, вакцинация, с декабря начиная, будет развиваться постепенно, тем не менее мы видим, что, скорее всего, в следующем году мы между 2 и 3,5 процента будем иметь экономический рост и восстановление большинства отраслей. Поэтому в этом смысле мы смотрим с оптимизмом.<...>