Заседание правительства о развитии госуслуг в социальной сфере, проекты федеральных законов. Вступительное слово Д.Медведева и принятые Решения
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Сегодня обсудим целый ряд вопросов законотворческого порядка, но начнём с темы развития государственных и муниципальных услуг, которые касаются социальной сферы. Взаимодействие человека и государства должно быть понятным, желательно максимально простым для человека, получение той или иной услуги, справки или документа - удобным и не отнимать много времени. Для этого мы развивали сеть МФЦ, расширяли спектр услуг, которые можно получить в онлайн-режиме в электронном виде.
У нас очень много мер социальной поддержки: по подсчётам специалистов, свыше 380. Хотя, я думаю, эта цифра неточная, потому что некоторые меры настолько редко используются, что о них не вспоминают. Бóльшая часть (343) - установлены на региональном уровне, меньшая - на федеральном, и сориентироваться в них - задача не из самых простых, тем более что нужно выбрать, что больше подходит. Очень часто человек просто не в курсе того, что ему полагается от государства. Например, молодые семьи, где один из родителей моложе 30 лет, не всегда обращаются за пособием в связи с рождением ребёнка. Семейные пары, которые отмечают золотые свадьбы и более высокого уровня, то есть 55, 60 или 65 лет брака, зачастую попросту не знают, что в некоторых регионах можно получить к своему торжеству выплату от государства. Но это региональная выплата.
Мы проанализировали, как работает система социальной поддержки по всей стране. Всего фактически поддержку получают свыше 40 миллионов человек. Но их могло бы быть больше, если бы люди знали, что им положено, какие льготы и выплаты. Коль скоро они установлены, конечно, информирование должно быть.
Я давал поручение, даже, скорее, рекомендацию регионам обеспечить информирование людей о различных мерах социальной поддержки. Делать это и через сайты, обзванивать, если нужно. Есть и другие варианты. Но очевидно, что это всё несистемные решения. Нужна система информирования, причём персонифицированная, то есть о тех мерах, которые подходят каждому конкретному человеку, именно в его случае. Плюс важно перейти на так называемый проактивный формат взаимодействия. Термин, конечно, не очень хороший, мы очень часто любим иностранные термины в виде кальки заимствовать: proactive на самом деле - всего-навсего "предварительный" формат. Давайте мы не будем русский язык засорять ненужными словами. Тем не менее такой предварительный формат взаимодействия людей с государством действительно необходим, это правда.
Для этого предстоит создать единый контакт-центр и доработать единую государственную систему социального обеспечения. Кроме того, есть предложение работать над специальными сервисами, или, как их принято называть, суперсервисами - новым видом госуслуг, который позволяет человеку получить комплекс услуг в зависимости от ситуации при его минимальном участии. Большинство документов должны готовиться автоматически. Например, при рождении ребёнка специальный сервис будет информировать родителя о положенных льготах.
В социальной сфере планируется 12 таких сервисов, которые будут помогать по самым важным направлениям, таким как забота о здоровье, получение образования, работы, выход на пенсию, семейные дела и другие.
Подробнее на эту тему доложит Министр труда.
Сегодня рассмотрим законопроект, который упрощает работу иностранных инвесторов на территориях опережающего развития на Дальнем Востоке, в свободном порту Владивосток.
Представители иностранных компаний, которые ведут переговоры о заключении инвестиционных соглашений с резидентами дальневосточных ТОР, свободного порта Владивосток, смогут получить многократную деловую визу для въезда в Россию. Она будет выдаваться на срок до года. Если зарубежная компания заключит такое соглашение, то для их сотрудников, членов их семей будет предусмотрена многократная деловая виза сроком до трёх лет, а иностранные граждане, которые подпишут трудовой договор с резидентом ТОР или свободного порта Владивосток, смогут получить многократную рабочую визу тоже сроком до трёх лет.
Заявления по таким вопросам - по многократным деловым и рабочим визам - будут рассматриваться в максимально короткий срок, не более пяти дней.<...>
Решения, принятые на заседании Правительства
1. О совершенствовании взаимодействия с гражданами при предоставлении государственных услуг в виде мер социальной поддержки, в том числе о проактивном информировании о возникающих правах на их получение
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 380 видов мер социальной поддержки, в том числе 44 вида - на федеральном уровне (установлены федеральными законами и указами Президента Российской Федерации) и 343 вида - на региональном и муниципальном уровнях. На практике действует более 30 тыс. вариантов реализации этих мер, отличающихся как по содержанию, условиям их оказания, объёму средств и срокам предоставления выплат (компенсаций) и составу категорий граждан, их получающих.
Предоставление мер социальной поддержки осуществляется на основе обращения гражданина с заявлением на их получение. Минтрудом России во взаимодействии с государственными органами власти и организациями готовятся мероприятия по изменению формата взаимодействия государства с гражданином, ключевым показателем которого является переход к уведомлению граждан о возникающих у них правах на получение мер социальной поддержки, а также иных событиях, таких как приближение окончания срока установления инвалидности, для того чтобы гражданин мог совершить необходимые действия, и другие.
Решения Правительства:
1. Принять к сведению доклад Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилина по данному вопросу.
2. Минтруду России (М.А.Топилину) с участием заинтересованных органов исполнительной власти и организаций разработать и до 30 марта 2020 года внести в Правительство Российской Федерации план мероприятий по обеспечению перехода к предварительному информированию граждан о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотрев в том числе оптимизацию процедур оформления соответствующих услуг, а также исключение требования от граждан документов, имеющихся в распоряжении государственных и муниципальных органов и организаций.
3. Минтруду России (М.А.Топилину), Минкомсвязи России (К.Ю.Носкову), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) с участием заинтересованных органов исполнительной власти и организаций:
провести в четырёх субъектах Российской Федерации в 2020 году эксперимент по созданию и организации функционирования системы предварительного информирования граждан о мерах социальной поддержки через единый контакт-центр на основе формирования в Единой государственной информационной системе социального обеспечения персонифицированной информации о возникновении прав на получение мер социальной поддержки;
разработать в I квартале 2021 года с учётом результатов указанного эксперимента методические материалы по оказанию на основе единых стандартов государственных и муниципальных услуг с предварительным информированием граждан о предоставлении мер социальной поддержки;
обеспечить до 31 декабря 2021 года создание условий для использования государственными и муниципальными органами и организациями Единой государственной информационной системы социального обеспечения при предоставлении мер социальной поддержки, включая возможность получения необходимых документов и сведений путём межведомственного электронного взаимодействия;
обеспечить с 2022 года на всей территории Российской Федерации предварительное информирование граждан о предоставлении мер социальной поддержки.
<...>
8. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях” в части совершенствования процедуры включения социально ориентированной некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг"
Законопроект предусматривает возможность включения социально ориентированной некоммерческой организации (СОНО) в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг (далее - реестр) без осуществления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации оценки качества оказания СОНО общественно полезных услуг. Возможность включения в реестр без оценки качества оказания общественно полезных услуг предусматривается для СОНО, надлежащим образом реализовавших проекты, предусматривающие осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 года №398 "Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг", с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставляемого на развитие гражданского общества.
Решения Правительства:
Одобрить проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон “О некоммерческих организациях” в части совершенствования процедуры включения социально ориентированной некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг" и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.
<...>