Как следует из материалов дела, в прошлом году МГФОМС проверил расходование средств, направленных ЕМС за оказание медпомощи в 2018-2019 годах. Случившиеся в конце 2018-го конвертации привлекли внимание инспекторов – 66 млн рублей и 33 млн рублей были переведены в доллары США и помещены на счет компании. Осенью 2021 года фонд потребовал от EMC вернуть эти деньги в бюджет. Клиника решила оспорить это предписание в Арбитражном суде Москвы.
Денежные операции, как поясняли представители EMC в суде, были необходимы для обеспечения будущего контракта с ООО «Сименс здравоохранение» на поставку и обслуживание медоборудования. Договор № 03/19/RU1-PNA-00418 PRV от 07 марта 2019 года на общую сумму $14,7 млн предполагал наличие на валютном счете ЕМС не менее $2 млн. Пятилетний контракт с гарантией был заключен, по информации Vademecum, на покупку трех ПЭТ-сканеров, одного МРТ на 1,5 Тесла, двух КТ (на 128 срезов и применяемый при разметке для лучевой терапии) и гамма-камеры. Vademecum направил запрос по этому поводу в EMC и Siemens Healthineers.
Доводы ЕМС строятся на том, что финансовые операции не только позволили заключить договор и в будущем оказывать высокотехнологичную медпомощь на новом оборудовании, но и снизить «валютные риски» – оплатить в 2019 году медтехнику без переплат на фоне «обесценивания» рубля к доллару. Все конвертированные деньги в 2019 году компания вернула в рубли и оплатила ими поставку со своих счетов.
«За 2018 год валютный рынок подвергся существенной волатильности, российский рубль обесценился с 57,0463 до 69,4706 рублей/доллар США. АО «ЕМЦ» для снижения валютных рисков при исполнении своих будущих обязательств перед поставщиками медицинского оборудования, приобретаемого для целей оказания ВМП, на этапе согласования договора поставки обеспечило хранение части денежных средств в иностранной валюте», – говорится в возражении клиники на требования МГФОМС.
Суд аргументы ЕМС отклонил и указал на нецелевой характер траншей, не вписывающихся в структуру допустимых трат за счет ОМС, поскольку среди них нет «приобретения валюты», оборудование тогда можно было купить только на сумму не более 100 тысяч рублей за единицу. Кроме того, судья выявила расхождение между условиями первого соглашения, которое, со слов юристов ЕМС, предполагало обеспечение закупки в $2 млн, и финальной версией договора поставки. Последний документ условий по валютным резервам не содержит, как и ссылок на изначальное соглашение.
Всего, уточняется в материалах дела, в 2018 году ЕМС оказал медпомощь ОМС на 855,3 млн рублей, а в 2019 году получил от МГФОМС и страховых компаний 1,7 млрд рублей (788 млн рублей на оплату медпомощи иногородним).
Сейчас в московских клиниках сети, по данным Аналитического центра Vademecum, есть минимум два аппарата Siemens – для проведения ПЭТ/КТ и ОФЭКТ/КТ, которые были установлены после заключения договора в 2019-2020 годах в Московском международном онкологическом центре. Еще один КТ-аппарат от Siemens установлен в 2019 году в клинике EMC в Орловском переулке.
ЕМС – один из крупнейших игроков рынка медуслуг. С выручкой 21,3 млрд рублей за 2020 год сеть заняла второе место в рейтинге Аналитического центра Vademecum «ТОП200 частных многопрофильных клиник России». В 2021 году выручка сети увеличилась до 21,5 млрд рублей.