Скорая помощь не должна работать по "планам" в системе ОМС

03 июля 2020

Несколько лет назад, а точнее с 1 января 2013 года, скорая помощь вступила в г-, простите, ОМС. Наверняка, изначально данное решение было продиктовано желанием улучшить работу экстренной службы, повысить качество и прочее, однако, как говорил один политик "хотели как лучше, а получилось как всегда".

В своё время вступление в ОМС ознаменовалось прибытием представителя страховой компании на подстанцию, где в течение часа улыбчивый мужчина неизвестной специальности рассказывал о преимуществах работы в данных условиях. Вопросы возникли сразу.

Особенно по пунктам штрафных санкций. Один из пунктов звучал так "-повышенная смертность в условиях СМП по следующим нозологическим состояниям: ОНМК, о. инфаркт миокарда, ДТП-". Подобрав челюсти, руководство напомнило жизнерадостному сотруднику ФОМСа, что по определению на скорой помощи смерти от перечисленных ситуаций случаются гораздо чаще, ибо, если он не успел заметить, скорая помощь - это не санаторий. Мне показалось, что представитель оппозиции их не очень-то и понял. С тех пор прошло много лет и, когда просишь прокомментировать работу в этих условиях людей, которые здесь трудятся, натыкаешься на эпитеты, публикация которых в СМИ нежелательна.

Конечно, я не буду давать подробную оценку работы ФОМС, ибо до меня много сказано и разжёвано. Скажу от себя: плохо.

Увеличение бумажной работы, заполнение бесчисленных форм и номеров страховых полисов значительно затормозило работу скорой, увеличило количество жалоб и претензий страховых компаний (по большей части необоснованных). Но самое неприятное, что оплата за оказание помощи зависит от диагноза, наличия заполненного номера страхового полиса и многих других факторов, никак не относящихся к лечению.

Про "стандарты оказания помощи" даже говорить не буду, прочитав некоторые создаётся ощущение, что писавшие их очень плохо учились в университете, им не нашлось места в практической медицине и они были сосланы в Минздрав.

Отдельная статья - это сотрудники страховых компаний, волею судьбы призванные проверять карты скорой помощи на предмет дефектуры. Я не буду говорить, что все белые и пушистые, что не совершают ошибок в заполнении карт, однако претензии ФОМСов переходят всякие разумные границы.

Пример: при оказании помощи реанимационному больному в карте не было написанной фразы по мнению инспектора "обеспечена проходимость верхних дыхательных путей", на которой настаивал представитель страховой компании, указание на фразу "интубирован трубкой № 8" ни о чём не сказало. Штрафование карты за не поставленные галочки - обычное дело. И многое-многое другое-

Скорую помощь невозможно поставить на поток, дать планы по выполнению, на то это и экстренная служба. Это не поликлиника, не стационар и по определению обращение по телефону 03 носит характер катастрофы. Допустим, приехавшая на вызов "утонул" бригада будет странно смотреться, требуя полис у пострадавшего. Однако отсутствие данной заполненной графы в карте ставит под большое сомнение оплату случая.

Плохо. Неэффективно. Разрушительно.

Автор: Алёна Хлюснева, старший врач скорой помощи, г. Ростов-на-Дону

Как сообщалось ранее, в мобильном приложении "Справочник врача" 10,121 тысячи врачей-специалистов приняли участие в опросе об эффективности нынешней системы ОМС в России. 72% опрошенных считают, что её нужно ликвидировать. При этом мнения разделились почти поровну в вопросе вероятности развития системы здравоохранения в рамках ОМС: 48% считают, что это возможно при её грамотном использовании, а 52% уверены, что ОМС в любом виде - тормоз медицины. Также большинство врачей отметили, что лучшая система финансирования здравоохранения - это бюджетное финансирование без посредников.