Дмитрий Морозов об особенностях формирования бюджета ОМС.

30 октября 2020

На заседании Государственной Думы 28 октября в первом чтении приняты законопроекты о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов. С содокладом по бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 - 2023 годы выступил председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов.

"О чем мы говорим сегодня? Фонд финансирует большую часть здравоохранения: обеспечение первичной медико-санитарной помощи, службы скорой и неотложной помощи, поликлиник, ФАПов, оказания специализированной помощи в большинстве стационаров, части высокотехнологичной помощи. В основе - принцип предоставления субвенций регионам, чьи территориальные программы, и мы с вами приняли ранее соответствующий закон, согласовываются с Федеральным Фондом.

Комитет по охране здоровья единогласно поддержал проект бюджета Федерального фонда ОМС. Как и в прошлом году, мы провели предварительное обсуждение основных параметров бюджета здравоохранения, обсудив с Министерством здравоохранения и Фондом проблемные вопросы. Подчеркну самое важное. Расходы бюджета Фонда растут с 2,2 трлн рублей в 2019 году до 2,8 трлн рублей в 2023 году, или на 27%. Это 60% в совокупных расходах на здравоохранение.

Какие особенности формирования бюджета ОМС мы отмечаем сегодня?

1. Финансирование базовой программы ОМС. Именно отсюда осуществляется текущее финансирование медицинской помощи, и прежде всего первичной. Несмотря на сокращение общей численности застрахованных граждан на 607 тыс. человек, объем субвенций на эти цели растет (2021 год - 2,28 трлн рублей, 2022 год - 2,38 трлн, 2023 год - 2,52 трлн рублей) с учетом обеспечения важнейших направлений: увеличения объемов профилактических осмотров и диспансеризации населения, дорогостоящих исследований, проводимых в целях выявления заболеваний на ранних стадиях; включения в базовую программу ОМС тестирования пациентов на COVID, в том числе перед госпитализацией; увеличения финансирования скорой медицинской помощи.

Конечно, есть вопросы. Прирост субвенции к уровню предыдущего года невелик: 2021 год - 2,3%, 2022 год - 4,7%, 2023 год - 5,6%. Это заметно ниже, чем планировалось по действующему Закону № 382-ФЗ (2021 год - 6%, 2022 год - 5,4%). Ситуация разнится в регионах - например, в 9 из 11 субъектов Северо-Западного федерального округа прирост в 2021 году ниже общероссийского уровня - от 0,1% до 2,1%. Ранее Комитет отдельно работал с ними и видел риски недостаточного финансирования полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, переданных субъектам РФ, в северных регионах.

С 2021 года начнется модернизация первичного звена здравоохранения. Определенным сдерживающим фактором развития медицинских организаций будет просроченная кредиторская задолженность - свыше 14 млрд. рублей за счет средств ОМС. Необходимо найти решение этой проблемы.

Сохраняется дефицитность территориальных программ госгарантий по региональной составляющей. На 1 августа 2020 года в 24 субъектах РФ он составлял 29,1 млрд рублей, или 24% от потребности.

2. Заработная плата медицинских работников. Принципиально важно, что в законопроекте сохраняются параметры средней заработной платы медицинских работников в соответствии с Указом № 597. Устанавливается возможность для предоставления в 2021 году трансфертов из федерального бюджета на стимулирование медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь гражданам с COVID. Также продлены до 2023 года стимулирующие выплаты врачам за выявление онкологических заболеваний в ходе диспансеризации и профосмотров - трансферт федерального бюджета - 1,2 млрд ежегодно. Но ситуация в отрасли требует системных изменений в регулировании оплаты труда, последовательного повышения зарплаты медиков. Вчера мы приняли Федеральный закон о праве Правительства утверждать требования к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Сформирована рабочая группа с участием депутатов Государственной Думы, представителей Правительства, профсоюзов, экспертов. Необходимо обеспечить парламентский контроль разработки министерствами к 1 марта 2021 года проектов подзаконных актов.

3. Лечение онкологических заболеваний. Расходы на эти цели растут: в рамках федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" из федерального бюджета перечисляется трансферт на противоопухолевую лекарственную терапию: 2019 год - 70 млрд, 2020 год - 120 млрд, 2021-2023 годы - по 140 млрд. Это дополнительные средства на лечение в соответствии с нашим Законом о клинических рекомендациях и протоколах лечения. Собственно говоря, эффективность бюджета здравоохранения исчисляется спасенными жизнями. В этом году - 120 мрлд рублей позволили оказать помощь более чем 2 млн пациентов с онкологическими заболеваниями, на 120 тысяч человек больше, чем в 2019 году! 120 тысяч человек. Уверены, так надо рассматривать эффективность каждого рубля в здравоохранении.

4. Оплата высокотехнологичной медицинской помощи. Также увеличиваются расходы на ВМП, не включенную в базовую программу ОМС: 2020 год - 103,1 млрд, 2021 год -109,7 млрд, 2022 - 2023 годы - по 108,2 млрд. Начиная с 2020 года выделяются средства на участие частных медицинских организаций - по 2,5 млрд ежегодно. Источником всех расходов на ВМП, не включенную в базовую программу ОМС, с 2020 года является федеральный бюджет. Кроме этого в федеральном бюджете предусмотрено по 6,2 млрд на софинансирование ВМП в субъектах РФ.

5. Ликвидация кадрового дефицита Законопроектом предусмотрено софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала - в НСЗ запланировано по 18,3 млрд ежегодно в 2020 - 2023 годах. Это очень важный законодательный механизм стимулирования, однако правоприменительная практика оставляет желать лучшего. По итогам 2019 года было использовано лишь 25% общего объема средств, предоставленных в территориальные фонды ОМС (12,3 млрд рублей). И в этом году летом Рабочая группа Комитета по мониторингу нацпроекта "Здравоохранение" обратила внимание на использование медицинскими организациями лишь 5,7% от поступивших средств. Уверены в необходимости усилить работу в данном направлении, обеспечив в том числе парламентский контроль ситуации.

6. Финансирование федеральных медицинских организаций. С 2021 года в отдельный сегмент выделяются средства для финансирования специализированной медицинской помощи в условиях дневного и круглосуточного стационара федеральными медицинскими организациями (2021 год - 119,4 млрд, 2022 год - 125,4 млрд, 2023 год - 131,7 млрд). Комитет работает над изменениями Федерального закона № 326-ФЗ, мы с вами приняли соответствующий законопроект в первом чтении. Не повторяя свое недавнее выступление, отмечу только, что эта новелла призвана обеспечить должный высокий уровень оказания специализированной медицинской помощи в университетских клиниках и других федеральных медицинских организациях. Сегодня, участвуя на равных в территориальных программах ОМС, клиники испытывают проблемы: дифференциацию тарифов в регионах; несоответствие тарифов стоимости медицинских услуг в федеральных центрах, финансирование по остаточному принципу в рамках территориальных программ ОМС, невозможность сохранять научную и образовательную базу, обеспечивать инновационные разработки. Год за годом мы отстаивали необходимость развития федеральных медицинских организаций и университетских клиник, отдавая себе отчет, что они не только являются драйверами развития высокотехнологичной медицины, но и сосредоточием образования студентов медицинских вузов, подготовки врачей, проведения клинических исследований и научных изысканий! Коллективы крупных университетских клиник Москвы, Казани, Саратова, Томска, Уфы ставили перед нами, законодателями, задачи поддержки федеральных медицинских организаций. Мы обсуждали эту проблему в мае во время правительственного часа с Министром здравоохранения Михаилом Альбертовичем Мурашко и отразили в итоговом постановлении ГД. Министр принял участие в обсуждении этого вопроса на заседании Комитета 14 октября. Комитет поддерживает предлагаемый механизм целевого финансирования федеральных медицинских организаций в рамках базовой программы ОМС. Это касается и контроля качества. Считаем правильной такую формулу: "федеральным клиникам - задачи федерального уровня - федеральное финансирование и федеральный контроль". Университетские клиники должны соответствовать самым высоким требованиям, должны, как и медицинские университеты, стать "Центрами принятий стратегических решений по здравоохранению" в регионах. А, самое главное - выиграют простые граждане! Субъекты РФ смогут направлять в федеральные учреждения своих жителей, не отвлекая свои средства субвенции. Доступность медицинской помощи в федеральных центрах для граждан повысится. Год назад мы говорили о необходимости переходить к разным организационно-финансовым моделям современного здравоохранения. Сегодня мы делаем такой шаг.

Еще раз напомню о Послании Президента - довести финансирование здравоохранения до 5% в ВВП. Нам нужно идти вперед, увеличивая расходы на медицину".

Активная дискуссия завершилась голосованием депутатов. Большинством бюджет ФОМС был поддержан в первом чтении.