Мир после коронавируса: Железный занавес будет разделять не народы, а вакцинированных от антипрививочников

30 июня 2021
В эфире инстаграма "Комсомольской правды" @onlinekpru прошел прямой эфир c доктором биологических наук, профессором Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона Анчей Барановой. Известный вирусолог отвечала на вопросы читателей “КП”, которые мы собрали перед эфиром. Вела беседу врач-эндокринолог Университетской клиник МГУ, кандидат медицинских наук, автор канала DoctorPavlova и автор бестселлера "Обман веществ" Зухра Павлова. Разговор касался широкого круга горячих коронавирусные тем. Сегодня публикуем первую часть беседы.

МОЖЕТ ЛИ КОРОНАВИРУС ИСЧЕЗНУТЬ БЕЗ СЛЕДА, КАК ВИРУС "ИСПАНКИ"?

Доктор Павлова: Многие предполагали что ситуация с коронавирусом будет развиваться по сценарию испанского гриппа, который довольно быстро (за два года) перестал быть опасен. Но мы видим, что коронавирус мутирует и становится более заразным и агрессивным. Ваш прогноз: как будет развиваться ситуация дальше? Сценарий испанки уже исключен?

Анча Баранова:

- Аналогия с "испанкой" - практически единственная доступная нам документированная аналогия вирусного заболевания, которое когда-то нападало на человечество. Но в истории были и другие.

Например, во времена Генриха VIII, в 15-16 веках, у нас была болезнь "потница". Есть подробное описание патогенеза, которое очень напоминает вирусное заболевание, по сравнению с "потницей" наш коронавирус - цветочек.

Человек утром просыпался в поту, весь мокрый. Весь день себя плохо чувствовал, а к вечеру умирал. Можно сделать вывод, что заболевание вирусное, потому что бактерии так быстро не могут этого делать. Оно приходило в два или три удара, в которые погибали целые семьи.

"Потница" убила достаточно много известных людей, мы знаем, где эти люди закопаны. Ученые могли бы взять образцы этой болезни, изучить в лаборатории. Но что-то там подсказывает, что лучше этого не делать. Пускай все лежит под землей.

Хотя "испанку" раскопали из вечной мерзлоты, отсеквенировали. Предсказания по коронавирусу мы делали по "испанке", и они оказались не совсем правильными. Если бы мы делали предсказания по другим вирусам, то модели были бы выстроены лучше. Но, как я уже говорила, задокументирована только "испанка".

К сожалению, конца коронавирусу не видно, он вольется в структуру общих патогенов (микроорганизмов вызывающих болезни, - прим. ред.), которые терзают человечество. И мы будем получать сезонные инфекции коронавируса.


ПОЧЕМУ ВРОЖДЕННЫЙ ИММУНИТЕТ НЕ ЗАЩИЩАЕТ?

Доктор Павлова: Зачем прививаться? Ведь у человека есть собственный иммунитет!

Анча Баранова:

- Очень многие путают иммунитет и напряженный иммунитет. Сейчас нам стало понятно, чтобы защититься от этого вируса, нам нужно состояние напряженного иммунитета. Можно, конечно, полагаться на клетки памяти, которые проснутся и нас спасут. Но для этого требуется 3-5 дней. Когда вирус работает быстро (а именно это происходит с дельта-вариантом коронавируса), этого времени достаточно, чтобы наш организм положить в Коммунарку. Поэтому лучше иметь напряженный иммунитет, чтобы он сразу начал работать.

ОПУСТЯТ ЛИ "ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС" МЕЖДУ СТРАНАМИ?

Доктор Павлова: Когда вирус победят (нам хочется в это верить) пандемия закончится во всех странах одновременно - как и началась? Или в благополучных странах его победят, а в других он еще долгое время будет заражать людей? И мир разделиться на богатые страны (которые будут отсиживаться за “железным занавесом”) и бедные, где вирус будет косить население.

Анча Баранова:

- Страны не будут отгорожены "железным занавесом". Эта граница будет проходить не между государствами, а внутри государств между разными группами населения. В каждой стране, которая имеет ресурс и может свою вакцину сделать или купить, уже есть четкое разделение людей на тех, кто хотят прививаться, и тех, которые не хотят.

Россия - отличный пример. У нас люди не хотят прививаться. 10 % привитых - это позор. Мы опоздали на вакцинацию, а не она опоздала к нам. Мы просто не хотели это делать, потому что нам было лень. У нас многие врачи не пошли на вакцинацию только потому, что были заняты очень, потом майские праздники, потом лето. Многие люди застряли в ситуации, когда не успели сделать прививку вовремя, потому что откладывали на завтра.

ЛОКДАУН НЕ ПАНАЦЕЯ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ВАКЦИНЫ

Доктор Павлова: Люди беспокоятся о безопасности вакцины: прививки делают, хотя не прошла третья стадия клинических испытаний?

Анча Баранова:

- Ситуация разработки и начала применения вакцин была не ситуацией мирного времени. Тогда главной задачей перед учеными, производственниками и регуляторами было дать вакцину людям, чтобы мы оказались защищены. В то время у нас была немного розовая картинка, что если мы все навалимся, передачу вируса разорвем, то сможем выйти из локдаунов, вирус не вернется. К сожалению, оказалось не так. С вирусом нужно бороться постоянно, в несколько волн. Но предпринятые действия по поводу быстрого введения вакцинации, как сейчас показал опыт, это были абсолютно правильные действия. Страны, которые находятся в ряду тех, где есть вакцинация, - они находятся в более хорошем положении, чем страны, где нет таких возможностей.

Я БЫ ПОТРЕБОВАЛА ВАКЦИНИРОВАТЬ В МОСКВЕ НЕ 60 ПРОЦЕНТОВ РАБОТНИКОВ, А 90!

Доктор Павлова: В некоторых регионах России вводится принудительная вакцинация. Как это сочетается с соблюдением прав человека?

Анча Баранова:

- Россияне много говорят: вот, нас заставляют принудительно вакцинироваться. Это не принудительная вакцинация, это обязательная вакцинация или вакцинация с поощрениями, чтобы направлять ее в нужное русло! И это не исключительная особенность России. В США все очень демократично. Я работаю в университете, у крупного работодателя. У нас 38 тысяч студентов и 20 тысяч сотрудников. Месяц назад ввели правило: для того, чтобы работать или учиться лично, все преподаватели и студенты должны загрузить справку о вакцинации на сайт университета. Я это уже сделала.

У нас нет закона о насильной постановке прививок. У нас нет принудительной вакцинации. В России очень бережный сценарий вакцинации с поощрением, со стимуляцией. Вакцинация даже не обязательная. Требование вакцинации 60 % сотрудников, а почему не 90 %? Я бы поставила порог 90 % в Москве.

НА ТЕХ, КТО КУПИЛ СПРАВКИ О ВАКЦИНАЦИИ И ЗАБОЛЕЛ, БУДУТ ПОКАЗЫВАТЬ И ГОВОРИТЬ: ВЫ ВИДИТЕ, ВАКЦИНА НЕ РАБОТАЕТ!

Доктор Павлова: Как вы относитесь к тому, что в России появился рынок фальшивых сертификатов о вакцинации?

Анча Баранова:

- Это ужас. Эти люди заболеют, попадут в больницу. И затем будут настаивать на том, что они вакцинировались. Они официально окажутся внесенными в статистику людей, которые заболели после вакцинации. Теоретически понять, был человек вакцинирован или нет по анализу крови возможно. Мы справки выдаем по факту вакцинации, а не по наличию иммунного ответа. Человек может не развить иммунный ответ, потому что у него к этому есть объективные причины. Например, состояние врожденного или приобретенного иммунодефицита. Или он находится на препаратах, которые мешают развитию иммунного ответа. Например, ему была пересажена почка или просто он принимает препараты противоартритные. Это факт жизни. Мы не можем начать разделять людей по биологическому признаку. Это будет очень недемократично и неэтично. Да, у человека с поддельной справкой можно взять антитела и посмотреть. И сказать: "У вас антител ноль, вы с вирусом никогда не сталкивались, ни с вакцинным, ни с каким", или "У вас фоновый уровень. Поэтому ваша справка поддельная". Но реально так сделать нельзя. Должна быть презумпция невиновности.

ОТ ИНДИЙСКОГО ШТАММА ЗАЩИТИТ РЕВАКЦИНАЦИЯ

Доктор Павлова: работают ли вакцины против мутаций коронавируса?

Анча Баранова:

- К сожалению, индийский или Дельта вариант коронавируса примерно в 6-8 раз снижает эффективность антител, выработанных вакцинами. Но не надо пугаться цифр. Реально у нас иммунный ответ имеет очень большой размах. Если в 6-8 раз упала защита от антител - то это меньше, чем на порядок. А у иммунного ответа на вакцины шкала на три порядка. Даже при таком снижении у нас есть очень много людей, которые защищены. Просто у нас маленький иммунный ответ, который остаточный. Нам нужно его довакцинировать, чтобы поднять на более высокий уровень.