Неудовлетворенность здравоохранением породила явление, немыслимое еще каких-то два десятилетия назад, - "пациентский экстремизм". Людей, пытающихся добиться необходимой медицинской помощи, в каком-то смысле понять можно. Но способы, к которым они прибегают, выходят далеко за допустимые рамки. И чем дальше, тем больше.
В интернете, особенно в социальных сетях, на базе тематических сообществ, посвященных современной медицине, все чаще встречаются печальные истории о том, как пациенты избивают фельдшеров "Скорой помощи" или откровенно хамят врачам поликлиник, чувствуя себя абсолютно безнаказанными. Более "цивилизованная" форма - угроза подать в суд на врача, если не будет предоставлена помощь или услуга, которая не во власти врача. Казалось бы, в ситуации пандемии общество должно было оценить героический труд медиков, отношение к ним должно было измениться. Слов красивых сказано было немало. На деле же ничего не изменилось.
Только что издание "Медицинский вестник" и аналитическая компания RNC Pharma провели онлайн-опрос на эту тему. Врачей спрашивали, сталкивались ли они или их коллеги с угрозами судебных исков или иной формой давления со стороны пациентов с целью получить материальную выгоду от клиники.
Никогда не слышали о таких вещах и не получали угроз лишь 3% участников исследования. Часто сталкиваются со случаями "пациентского экстремизма" по меньшей мере 70% принявших участие в опросе. Из них 46% респондентов становятся свидетелями таких инцидентов периодически, а 24% утверждают, что подобное происходит регулярно. Все опрошенные признают, что неоправданные претензии и угрозы больных могут стоить им потери работы.
При этом результаты ответов не имели статистически значимых отличий в зависимости от географии: врачи, работающие в Москве и Санкт-Петербурге, сталкиваются с "пациентским экстремизмом" примерно так же часто, как и специалисты во всех других регионах. Отсутствуют значимые различия и в отношении типов лечебных учреждений (частное или государственное), а также половозрастной структуры респондентов - пациенты не щадят ни мужчин, ни женщин любых возрастов.
Интересно, что даже при столь неоптимистичной картине медики стараются относиться к явлению философски, в частности отмечают, что "способность разруливать конфликты - часть профессионализма врача". Однако они обращают внимание на проблемы другого порядка: из-за давления агрессивных пациентов без должного разбирательства администрация лечебного учреждения попросту приносит врача в жертву.
В сущности, установилась презумпция вины врачей и медицинского учреждения. Общепринятое мнение: пациент в системе оказания медицинской помощи - уязвимое звено, не обладающее специальными знаниями, а врач - носитель этих знаний - "должен", "ответственен". Врач и медицинское учреждение обязаны доказывать, что они добросовестно работают, а пациент ни к чему не обязан. Так что формирование такого явления, как "пациентский экстремизм", вполне закономерно. Закономерен и все увеличивающийся дефицит врачей, особенно в первичном звене.
Необходимо переосмыслить отношение общества к работе врачей, признать реальность рисков, связанных с медицинской помощью, и право медицинских работников на ошибку, поскольку они испытывают экстремальные нагрузки, заявлял в конце прошлого года министр здравоохранения Михаил Мурашко. Он предложил пересмотреть роль пациента в системе здравоохранения, включая обеспечение безопасности помощи и ответственность людей за свое здоровье. Отношения между врачом и пациентом должны стать партнерскими.
Должны-то должны, но пока движения в эту сторону не видно. Что и показал только что проведенный опрос.