О том, что систему оказания онкологической помощи в стране нужно менять, эксперты говорят давно. Рак по-прежнему входит в тройку главных убийц россиян. С 1 января в стране вступает в силу новый порядок оказания медпомощи людям с онкодиагнозами. Он предусматривает немало хороших и правильных вещей, однако при этом ряд его положений может ухудшить систему оказания специализированной помощи и усложнить доступ региональных пациентов в федеральные клиники.
С 1 января 2022 года вступает в силу новый Порядок оказания помощи онкологическим больным, который принципиально изменит всю систему оказания медпомощи в этой сфере. Как отмечают авторы документа, порядок призван выстроить в России национальную систему онкослужбы, подобную европейским. Он регулирует все этапы оказания медпомощи, организацию деятельности медицинских учреждений, а также стандарты оснащения, отмечают разработчики. Это действительно необходимо: в последние годы в стране появилось немало учреждений, которые оказывают онкопомощь, не имея для этого ни условий, ни квалификации.
Однако некоторые эксперты считают, что новый документ может сделать помощь менее доступной для минимум четырех миллионов раковых больных и для бессчетного количества пациентов, имеющих доброкачественные новообразования. На днях документ обсудили представители Госдумы, профессионального сообщества и главные специалисты и по его итогам направили резолюцию с замечаниями в Администрацию Президента РФ, Правительство РФ, Совет Федерации, Госдуму и Общественную палату. По мнению известных онкологов и представителей пациентских организаций, новые правила могут увеличить срок ожидания больными медпомощи, а также снизят ее качество и доступность.
Основные моменты, которые смущают экспертное сообщество, таковы. Тактику лечения онкобольных будет определять исключительно консилиум крупных клиник, которые имеют в своей структуре три отделения: хирургическое, химиотерапевтическое и радиотерапию. Порядок вводит новые требования к количеству коек в структурных подразделениях онкоучреждений: в отделении противопухолевой терапии должно быть от 20 до 50 коек, в отделении радиотерапии - не менее 5 коек на одну установку (причем его можно организовать только в больнице с не менее, чем 50 койками онкопрофиля), в хирургическом отделении положено от 20 до 50 коек (и только в медорганизации, где есть не менее 70 коек онкологического профиля).
"Эта норма резко сокращает количество медучреждений, как государственных, так и частных, которые могут заниматься постановкой диагноза и определением тактики лечения онкопациентов, - рассказал "МК" врач-онколог, профессор, президент Российского общества специалистов по опухолям головы и шеи Али Мудунов. - Что такое консилиум? Это - алгоритм принятия решения, анализ документации, которую пациент предоставляет врачам. Какое отношение это имеет к оснащенности клиники? Никакого. А что реально имеет отношение? Квалификация врачей, участвующих в онкоконсилиуме. И опытный специалист не обязательно должен быть привязан к какому-то месту, чтобы давать заключение о тактике лечения пациента. По сути адекватность лечения и медицинских консилиумов, их способность принимать решения привязывается к количеству коек Эта норма приведет к тому, что увеличится число консилиумов в ограниченном количестве лечебных учреждений, либо консилиумы станут формальностью".
"Например, в Институте колопроктологии нет коек лучевой терапии, но в год здесь оперируют тысячу онкопроктологических пациентов. Теперь врачи не смогут их принять: в новом порядке важно не наличие в медучреждении лучевого терапевта, а отделение не менее чем на 20 коек и лучевая установка. Если пациенту все же требовалась лучевая терапия, то его направляли в другое учреждение, условно говоря, через дорогу. А теперь им надо открывать свое. Зачем? А в том учреждении, к слову, нет хирургических коек - и они тоже не смогут принимать пациентов. Аналогичная ситуация с онкологической урологией, например, в 50-й больнице в Москве: там оперируют людей с раком простаты, есть два робота-хирурга, но нет лучевых коек. В Боткинской больнице представлена онкоурология, но нет лучевой терапии. Новый порядок похоронит многие ведомственные учреждения и специализированную медпомощь, которую мы так долго выстраивали, и вернет огромные очереди в крупные онкоучреждения - немногие, где есть все три необходимых отделения. При этом, невозможно просто привлечь недостающих врачей-специалистов с применением телемедицинских технологий, введена жесткая привязка специалистов к подразделениям и койкам", - считает доктор-онкоуролог, исполнительный директор Российского общества онкоурологов Баходур Камолов.
Многопрофильные клиники, где сегодня успешно лечат онкопациентов, но где также нет необходимого "комплекта", тоже не смогут оказывать им помощь: в итоге не совсем понятно, куда будут направлять людей с сопутствующими патологиями (сердечно-сосудистой, дыхательной, нейрохирургической и пр.)
Еще одно положение нового Порядка затронет не только онкопаципентов, но и огромную армию больных доброкачественными опухолями: теперь они тоже должны будут проходить консилиум в онкологической медицинской организации с тремя отделениями (хотя лечение в них им и не требуется). "Получается, что теперь только онкологические госучреждения могут принимать решения в постановке диагноза у пациентов с доброкачественными образованиями, - продолжает доктор Мудунов. - Авторы документы мотивируют это тем, что якобы есть статистика по большому количеству ошибок в диагностике между добро- и злокачественными опухолями в клиниках не онкологического профиля, что весьма спорно. Никто не видел такого статистического анализа. Количество доброкачественных новообразований превышает в десятки раз количество злокачественных, а у нас и так огромная перегруженность сети онкоучреждений, и если ввести монополию на диагностику между "злом" и "добром", мы получим лавинообразный рост пациентов в клиниках онкопрофиля, с увеличением очередей и времени принятия решений".
Доступность онкопомощи может снизиться и из-за нового стандарта "врач-онколог" - теперь, чтобы работать по такой специальности, врач должен не менее пяти лет отработать в стационаре по общему профилю (например, терапевтом или гинекологом). Иными словами, начать работать онкологом врач сможет не ранее, чем через 9 лет после окончания медвуза.
Ну и, наконец, меняется система маршрутизации пациентов, которые теперь фактически лишаются права выбирать медучреждение, где лечиться, установленное в стране законодательно. По новому порядку онкопациент без направления лечащего врача не сможет получить бесплатную помощь, а врач, выдавая направление, должен будет руководствоваться порядком маршрутизации, утвержденным региональными минздравами. Очень вероятно, что они станут тратить деньги территориальных фондов ОМС на оплату дорогостоящего лечения онкобольных в крупных городах лишь в исключительных случаях.
"Это позиция больше всего возмущает врачебное сообщество, - говорит доктор Мудунов. Она закрепляет право врачей в регионах не направлять пациентов, которым показана высокотехнологичная медпомощь (ВМП), в другие регионы, федеральные центры или большие клиники, а оставлять их, руководствуясь тем, что, якобы в регионах возможность оказания такой помощи есть. В некоторых из них - да. Но подавляющем большинстве регионов ВМП нет. По сути во главу угла ставится не стремление помочь пациенту, а стремление заработать на нем деньги и оставить в регионе".
"Порядок резко, а не постепенно, ограничит получение пациентами лечения в мультипрофильных клиниках и федеральных центрах, их буквально загонят в учреждения по месту жительства. Приток туда резко вырастет - и система обрушится", - предупреждает Баходур Камолов.
"Если сегодня онкопациент может выбрать медорганизацию для лечения по полису ОМС за пределами региона проживания, то после вступления в силу нового порядка, он сможет это сделать только в том случае, если нужная ему клиника вошла в порядок маршрутизации, который должны будут разработать самостоятельно региональные минздравы. Таким образом, региональный порядок маршрутизации пациентов станет главным "онкологическим распределителем" в регионе, поскольку он будет привязан к территориальным программам государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи", - отмечает адвокат Полина Габай.
Впрочем, эксперты видят в новом документе и ряд плюсов. "Конечно, мы часто говорим о праве пациента на выбор клиники. Но в нашей стране ежегодно заболевает раком около 600 тысяч человек, а крупные центры могут принять в год 30-40 тысяч. Остальные 90% тоже должны где-то лечиться, поэтому надо развивать региональную онкопомощь. Однако определенных пациентов, с редкими видами опухолей, нужно направлять в крупные учреждения, имеющие опыт работы по узким патологиям. Но есть стандартные опухоли - желудка, кишки, простаты - которые вполне нормально оперируются в мультипрофильных клиниках", - рассказывает доктор Камолов.
Главный онколог Министерства здравоохранения РФ Андрей Каприн уверен, что новый порядок поможет пациенту получить необходимую помощь вне зависимости от места его проживания в самые короткие сроки. По его словам, помощь должна стать более доступной и максимально приближенной к месту жительства за счет грамотно выстроенной системы маршрутизации с момента подозрения на злокачественное новообразование до получения специализированной медицинской помощи. Кроме того, строго регламентирован срок получения медицинской помощи. Введены и единые требования к медицинским организациям, оказывающим помощь онкобольным, в том числе к их мощности, структуре. Важно, что теперь любое медучреждение, независимо от формы собственности, в том числе и частное, оказывающее помощь по профилю "онкология", может на общих основаниях участвовать в оказании медицинской помощи пациенту. Порядок не устанавливает запретов и не ограничивает права граждан на выбор медицинской организации и врача.
Тем не менее, врачебное и пациентское сообщества надеются, что их замечания и предложения будут услышаны.