Сами с часами: каким отрасль видит путь развития непрерывного медобразования

09 февраля 2022

Под конец 2021 года после долгих прений Минздрав РФ утвердил окончательный вариант Положения об аккредитации медиков. Споры вызвало предложение увеличить норму образовательной активности для прохождения периодической аккредитации - 250 вместо нынешних 144 часов в течение пяти лет. Под давлением профсообщества в документ все же вернули минимальный порог. Дискуссия о часах, тем не менее, не закончилась и вылилась в обсуждение эффективности действующей системы непрерывного медобразования. Vademecum попросил экспертов поделиться мнениями о самых острых, на их взгляд, проблемах НМО.

Ольга Гребенникова, завуч кафедры онкологии ФДПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова:

- Более 144 часов сейчас делать бессмысленно, лучше оставить как есть. К такому требованию уже приспособились, и система худо‑бедно работает. Увеличение нормы до 250 часов вызовет серьезное недовольство во врачебной среде, особенно среди специалистов с сертификатами по нескольким специальностям, ведь сколько бы у медика ни было специальностей, аккредитацию нужно проходить по каждой из них. А несколько сертификатов требуется из‑за несовершенных профстандартов, когда зачастую от специалиста требуют быть одновременно и тем, и этим, и другим.

К сожалению, количество часов не равно качеству работы. При увеличении объема будет процветать покупка часов, оформление бесконечных бумаг по строгому шаблону с дополнительной нагрузкой на врачей и сотрудников аккредитационных центров, и заявленная цель повышения квалификации и актуализации знаний не будет достигнута.

В идеале, конечно, 50 часов в год - лучший вариант, но только при условии, когда на изучение актуального материала отводится фиксированное время и оно засчитывается и оплачивается как рабочее время, а не как сейчас - набор баллов взамен заслуженного отдыха. Не надо усложнять жизнь обязательным подсчетом часов тому, кто и так занимается повышением своей квалификации. Но тем из специалистов, кто считает, что он уже достиг совершенства и можно дальше не учиться, придется пересматривать свою позицию.

Борис Житарь, декан факультета последипломного образования Пятигорского медико‑фармацевтического института - филиала ВолгГМУ:

- В процессе пилотного проекта, который был запущен в 2016 году, медработникам предлагалось участвовать в НМО в объеме 250 зачетных единиц (по 50 з. е. в год). За пять лет накопился определенный опыт в этой области, и в результате появились временные нормативные акты, определяющие оптимальный объем пятилетнего цикла НМО - 144 часа. С одной стороны, это традиционный объем нагрузки, который может охватить все вопросы, сопряженные с профессиональными стандартами, а с другой - его могут освоить и специалист, и медорганизация, которая по закону должна нести ответственность за своевременное направление специалиста на обучение, иногда и за счет средств самой организации.

Объем в 250 з. е. является избыточным и ложится непосильным грузом на плечи медорганизаций и самих врачей. В новом приказе Минздрава учтены все требования законодательства, интересы всех категорий специалистов с разными возможностями и определено оптимальное количество часов, при этом, заметьте, дается возможность часть этих часов заместить образовательными мероприятиями.

Нельзя всех заставить в обязательном порядке включаться в "погоню за кредитами", а именно так это иногда выглядело в последние годы. Некоторые смогли набрать 250 кредитов, но немалая часть специалистов испытывают трудности в этом плане - либо просто не владеют информационно‑коммуникационными технологиями или элементарными компетенциями пользователя ПК, либо проживают в сельской местности, где существуют проблемы с интернетом. Кроме того, существует еще одна проблема: ни для кого теперь не является секретом циничное предложение некоторых коммерсантов "НМО под ключ", когда сторонние люди проходят за специалиста необходимые образовательные мероприятия. Этого ли мы добивались, когда говорили о необходимости сделать процесс совершенствования профессиональных навыков в процессе НМО более прозрачным и современным?

Леонид Рошаль, президент Национальной медицинской палаты:

- Я бы начал не с нормы часов, а с принципиального вопроса: должен или не должен каждый врач постоянно повышать свою профессиональную подготовку? В СССР этот вопрос решался просто: да, должен. И я считаю так же. Однако если мы сравним с тем, как этот вопрос поставлен за рубежом в большинстве стран, 144 часа - это, конечно, мало. За рубежом доктор обязан проучиться по 50 часов ежегодно, причем раз в 5 лет еще и сдать экзамен.

Да, не всем нашим врачам идея об увеличении часов понравилась: боятся перегрузок, особенно при кадровом дефиците. С нашей точки зрения, НМО должно быть для врачей удобным, полезным и бесплатным, тогда и сами врачи будут заинтересованы в обучении. А лучшего учета такого обучения, кроме как подсчета часов, человечество еще не придумало.

Илья Шилькрот, президент Национальной ассоциации негосударственных медорганизаций:

- Стоит отметить, что такое понятие, как периодическая аккредитация, существует только в нашей стране, в других странах специалисты только подтверждают полученную ранее аккредитацию, а не проходят ее заново. В ходе обсуждения проекта Положения об аккредитации специалистов мы предлагали формализовать и оптимизировать процедуру, минимизировав различные бюрократические препоны, с которыми приходится сталкиваться врачам.

Сейчас для прохождения аккредитации специалист должен собрать целый пакет документов - отчет о работе за пять лет, портфолио и, собственно, документ о повышении квалификации. Это избыточно и сопряжено с трудностями. Например, отчет должен подписывать главный врач медорганизации, где в настоящее время работает специалист. А если он перешел на это место недавно, скажем, год или два назад, то главный врач может и отказаться ставить свою подпись.

Если вкратце, то формат может быть таким: специалист успешно проходит обучение и получает подтверждающий документ, далее образовательная организация, а не врач, направляет эти сведения через Федеральный регистр медицинских организаций в Минздрав. Таким образом, получится и упростить механизм для врачей, и возложить на образовательные организации (вузы, НМИЦ) ответственность за результат учебной работы.