Вопросы эффективного применения средств вычислительной техники, позволяющей собирать и обобщать большие объемы информации из научных исследований, ЭМК, многочисленных приборов дистанционного слежения за пациентом, быстро обрабатывать данные и превращать в новые знания, которые можно представлять в цифровой форме, стали предметом обсуждения в ходе сессии "Знания – "валюта" системы здравоохранения. Особенности обмена в цифровую эпоху", которая прошла 8 июня на XI Международном конгрессе «ОргЗдрав-2023».
Генеральный секретарь Ассоциации "Российское общество специалистов медицинского образования" (РОСМЕДОБР), к.м.н. Залим Балкизов заявил, что врач должен уметь искать информацию, осмысливать и понимать, как её использовать.
"Если у врача нет доступа к информации, значит неизбежны медицинские ошибки, которые приводят к фатальным последствиям. Пробелы в знаниях стоят жизни наших пациентов", - подчеркнул он.
Эксперт также отметил, что 190000 смертей, которые можно было предотвратить, наступили именно из-за пробелов в знаниях . Коснулся спикер и проблемы обеспеченности медицинской литературой
"Студенты медвузов обеспечены учебниками в два раза меньше, чем школьники", - возмущен он.
Заместитель министра здравоохранения Самарской области – руководитель департамента информатизации и организационной деятельности министерства Павел Золотарев отметил, что раньше обновление любой медицинской информации происходило 1 раз в 5 лет.
"Сейчас знания становятся короткие, выдержанные, как чёткий чек-лист. Необходимо упорядочить колоссальный поток информации, внедрять искусственный интеллект и систему помощи принятия врачебных решений с помощью искусственного интеллекта", - считает он.
Пилотный проект "Персональные медицинские помощники" помогает вызвать врача, скорректировать терапию, экстренно вызвать скорую помощь, пояснил эксперт.
Ректор ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России, д.м.н. Евгений Куликов затронул проблему медицинских библиотек. По его словам, опрос студентов медицинских вузов старших курсов показал, что более 40% студентов не используют литературу профессионального сообщества, предпочитая Google или Яндекс.
Только крупные университеты, по его словам, имеют финансовую возможность обеспечить библиотечный фонд, однако медицинская библиотека должна стать абсолютно системным инструментом, таким же, как кадровый документооборот.
""Тишина должна быть в библиотеке!" - это уже в прошлом. Теперь библиотека должна стать точкой притяжения для студентов", - уверен он.
Залим Балкизов также считает, что "из книгохранилищ библиотеки превращаются в храмы информации".
Директор Института кардио-аортальной хирургии, вице-президент общества ангиологов России, член правления Всероссийского общества сердечно-сосудистых хирургов, акад. РАН, проф., д.м.н. Юрий Белов поднял проблему переиздания проверенных учебников.
"Есть всемирно известные учебники. В Иордании, Австрии учат по учебнику Шварца. Почему бы не переиздать 11-е издание прекрасного учебника Шварца? Зачем новое, есть хорошо проверенное старое", - считает он.
Вместе с тем, спикер, 44 года работающий в практической хирургии, отметил необходимость идти в ногу со временем. Так, по его словам, с помощью ковидных томографий выявили огромное количество аневризмы аорты.
"Смотрите на больного, лечите больного, любите больного. Главное - человек, а не эти анализы", - призвал он участников конгресса.
Заместитель директора по образовательной деятельности ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина», к.м.н. Александр Петровский, коснулся проблемы клинических рекомендаций.
"Наши рекомендации совершенно машиной нечитаемы. Они сделаны для врача. Мы стоим на пороге очередного переписывания клинических рекомендаций", - считает он.
Ученый отметил необходимость скорейшего внедрения системы поддержки принятия врачебных решений.
"Чаще всего врачи читают именно клинические рекомендации, которые лежат практически на столе у каждого. Они востребованы пациентами, так как находятся в отрытом доступе, поэтому врач теперь должен объяснить пациенту, почему именно такое назначение", - сказал он.
Проректор по послевузовскому и дополнительному образованию ФГАОУ ВО РНИМУ им.Н.И. Пирогова Минздрава России, к.м.н. Ольга Природова предложила ограничить потоки неконтролируемого образовательного контента. Она назвала две проблемы медицинского образования: качество информации и корректность использования образовательных технологий.
"Седьмой год занимаемся автоматизацией образования. На 3-4 год поняли, что надо ориентироваться на работодателя, регионы и профессиональные сообщества", - подчеркнула она.
Директор по маркетингу и продвижению IT-продуктов ООО "Консультант студента" Александр Моисеев озвучил проблему чистоты, легитимности информации и её внедрение в медицинскую практику.
"78% врачей отметили невысокое качество образовательных мероприятий. Доход врачей не позволяет оплачивать доступы к медицинским базам. Врачу необходимо информацию продвинуть", - считает он.
Спикер также презентовал справочно-информационную систему MedBaseGeotar: "Нет необходимости поиска в Сети. В одном месте собрана вся информация. Поиск информации и удобство чтения - ключевые и самые важные свойства... В апреле провели внутреннее тестирование. Со следующей недели готовы приступить к тестовой эксплуатации в медицинских организациях... В сентябре-октябре система будет готова к коммерческому развёртыванию".
Старший преподаватель филиала Военно-медицинской академии в г. Москве Алексей Приходько рассказал о перспективах системы подготовки медицинских кадров по военным специальностям.
"К 2026 году планируется создание 46 военно-учебных центров при гражданских вузах в России, которые дадут стране 35000 подготовленных специалистов. А каждый такой центр - это полноценная военная кафедра", - сообщил он.
Исполнительный директор Российской ассоциации медицинских сестер (РАМС) Валерий Самойленко затронул сложное положение среднего медицинского персонала.
"Именно от квалификации сестринского персонала зависит большое количество осложнений... Нам сокращают количество обучения. Не готов говорить о качестве образования. По нашей специальности нет ни одного издания с 2004 года... Необходимо качественное изменение системы образования", - подчеркнул он.
Начальник Управления развития отраслевых образовательных программ, доцент кафедры государственного управления и кадровой политики Университета Правительства Москвы, к.м.н. Константин Царанов обеспокоен тем, что ошибка врача с мультипликативным эффектом влияет на здоровье людей.
"За последние 30 лет в медицинских организациях поменялось всё. Не поменялись только отделы кадров. У нас в медицинских организациях проблемы с управлением людьми. Врачи и медсестры уходят, потому что не могут работать с руководителями. При этом руководители считают, что плохо управляют из-за плохого персонала. Ни в одном курсе мы не учим навыкам управления людьми. С 2011 года в Москве такой процесс запущен. Наша задача - запустить процесс в масштабе страны", - уверен он.