В условиях санкций медицинские организации столкнулись с тем, что часть медицинских изделий закупается и поставляется по федеральным программам, часть – на уровне региона, а часть – самой медицинской организацией. В результате некоторые медицинские изделия и расходные составляющие к ним незаметно исчезают с рынка, а цены на большую часть из них существенно возросли из-за усложнения логистики. На это обратили внимание эксперты в ходе сессии "Медизделия на вооружении медицинских организаций: особенности заказа, производства и обеспечения в новых условиях", которая прошла на XI Международном конгрессе «ОргЗдрав-2023».
О своем видении ситуации с отечественными медизделиями на рынке лабораторной медицины рассказал генеральный директор ООО «ГЕМ» Станислав Гольдберг.
"Рынок медизделий у нас маленький. Главная проблема: заплатить и привезти. Доля отечественных изделий – 25-30 %", - отметил эксперт.
Он выделил три основных возможных направления и риски каждого из них. Первое: локализация – создание на российской территории дополнительной производственной площадки.
"Из зарубежных партнёров никто особо не торопится что-то у нас локализовать", - посетовал Станислав Гольдберг.
Второе: импортозамещение – создание самостоятельной российской производственной площадки.
"Нет оборудования. Отсутствие достаточного количества разработчиков российских изделий. Берём из оборонки", - пояснил он.
При этом эксперт отметил сравнительно высокий уровень независимости.
Третье: разработка оригинальных решений и создание новых медицинских изделий.
"Нужны меры поддержки. Вся поддержка идёт на запрос снизу. Нужен некий системный подход. Это задача национальной политики. Российская промышленность может много. Если будет государственная политика, то справимся. Иначе будем плавно переходить на Китай", - предупредил гендиректор компании.
Советник Министра промышленности и торговли РФ Алексей Алехин заявил, что Минпром не является регулятором рынка.
"Если говорить о рынке, то для производителей медизделий очень важна предсказуемость. Лизинг сложен, не удобен с точки зрения оформления, не все хотят его внедрять", - отметил он.
Чиновники также озвучил актуальную для всех тему - расходные материалы. ПО его словам, здесь есть область для творчества и фантазии.
"Инструмент стандартизации. Стандартизовать можно всё. Это может стать как барьером, так и требованием к качеству товаров. Есть свои меры надзора", - пояснил он.
Генеральный директор ГК «Исток-Аудио» Иван Климачев сообщил, что в 2022 году рынок слуховых аппаратов в России составил 350000 штук. Из них 150000 – отечественного производства, 200000 – импорт. Для сравнения: 800000 штук – в Германии.
"Нас нужно защищать. Мы нацелены на импортозамещение. Но это требует времени. Есть сильные разработчики, хорошая производственная база. С американских процессов перешли на китайские. Минфин США две недели назад все медицинское оборудование поставил под запрет. Мы должны как-то реагировать... Конечно, нам необходимо импортозамещение. Мы не должны зависеть от иностранных поставщиков. В этом году мы должны закрыть проблему своими силами проблему слуховых аппаратов", - сказал он.
Руководитель комитета МедТех НП "РУССОФТ" Глеб Тимофеев заявил, что в России 300 компаний и 80000 программистов. При этом у российских компаний, которые имеют высокую экспертизу, довольно маленькие заказы. Рынок, по его словам, формируется, внутренний спрос есть, но он на данный момент не обеспечен.
"У цифровизации должна быть цель, направленная на: а) безопасность и б) снижение вероятности допущения ошибки", - считает он.
По мнению спикера, большая проблема в том, что когда встречаются IT-специалист и врач, они, как правило, друг друга не понимают.
Генеральный директор ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники" Росздравнадзора, д.м.н. Игорь Иванов заявил, что Министерство здравоохранения – единственное из министерств обеспечивает внутренний спрос на внедрение ИИ.
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) Дмитрий Павлюков заявил, что необходимо научиться быстро перестраиваться.
"И пандемия нас этому научила. Мы с пониманием смотрим на эксперименты по маркировке медицинских изделий. Это нужно для честных и порядочных поставщиков медизделий... В условиях, когда иностранный владелец отказался от поставок, есть механизм, когда он не сможет доказать контрафакт. Дружественные страны готовы предлагать свою продукцию здесь... У нас нет проблем с IT-разработчиками, у нас есть проблемы с постановкой задач клиницистами", - отметил он.