Развитие сестринского дела обсудили участники конгресса "ОргЗдрав - 2024"

10 июня 2024

О развитии сестринского дела с учетом современных требований и повышении компетенций среднего медицинского персонала шла речь на заключительной панельной дискуссии первого дня XII Международного конгресса "ОргЗдрав - 2024", который открылся 10 июня в Москве.

Как рассказала к.м.н., главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью Минздрава РФ Яна Габоян, согласно предварительному опросу участников конгресса, уровень подготовки среднего медицинского персонала как удовлетворительный оценили 63% респондентов, почти четверть посчитали его плохим и только 8% опрошенных поставили высший балл.

Главными условиями для повышения уровня подготовки эксперты считают возможность непрерывного повышения квалификации на рабочем месте, улучшение качества подготовки в медицинских колледжах, институт наставничества, возможность повышать квалификацию вне стен медучреждения. Был поднят и вопрос повышения оплаты труда - главной мерой для привлечения медсестер на работу в государственные медицинские организации его посчитали более 70% опрошенных.

"Не менее интересен вопрос, по каким мотивам средний медперсонал принимает решение уволиться", - заметила при обсуждении результатов опроса Ирина Левина, директор ГБПОУ "Свердловский областной медицинский колледж", главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью УФО и Свердловской области.

Материальные причины, высокие нагрузки и неподходящий график работы также лидируют в списке мотивов для ухода из государственного медучреждения. И ведь большинство из этих причин, по ее мнению, можно или предотвратить, или попытаться ими управлять.

Требуются новые подходы и в управлении деятельностью образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего медицинского образования - сегодня в России их 401. По словам к.м.н., директора ГАПОУ "Оренбургский областной медицинский колледж", главного внештатного специалиста по управлению сестринской деятельностью Оренбургской области Анатолия Володина, с 2022 года значительно сократились сроки обучения в медколледжах практически по всем специальностям.

"Вопрос, как подготовить полноценного специалиста, исходя из сегодняшних реалий, стал актуальной задачей для колледжей, повысил требования к подготовке самих преподавателей и современному информационному обеспечению образовательных организаций", - отметил он.

Подготовкой среднего медицинского персонала сегодня занимаются и некоторые вузы. Кафедра управления сестринской деятельностью и социальной работы Института психолого-социальной работы ФГАОУ ВО Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) стала пионером в подготовке медсестер с высшим образованием.

Заведующая кафедрой Наталия Касимовская напомнила участникам конгресса слова Президента России Владимира Путина, что "важнейшая задача - это обновление и повышение качества среднего профессионального образования, укрепление его связи с реальным производством. Во многих регионах уже активно и успешно занимаются развитием так называемого дуального образования, когда практика на конкретных предприятиях сочетается с теоретической подготовкой". Медицинские учреждения также не стали исключением.

"В рамках этого мы и должны двигаться вперед", - подчеркнула она.

Обсудили участники дискуссии и проблемы, которые есть сегодня в практике сестринского дела. Как отметила Яна Габоян, чувствительной является тема недооцененности, недостаточной значимости в обществе работы среднего медперсонала. Нередко, согласно опросам, связанное с недооцененностью профессиональное выгорание является даже поводом для ухода из профессии.

"Нехватка кадров в системе здравоохранения, в том числе и медсестер, среднего медперсонала в целом - действительно очень серьезная проблема. Без них нормальная работа всей системы просто невозможна", - резюмировала президент Ассоциации медицинских сестер России Валентина Саркисова.

Передача части функций врача или фельдшера медицинским сестрам с вузовской подготовкой - одно из возможных направлений решения задачи, это поможет снизить чрезмерную нагрузку с врачей и повысит мотивацию, интерес к работе для среднего медперсонала, считает эксперт.