Основные вехи цифровой трансформации российского здравоохранения на федеральном и региональном уровнях, новые возможности цифровых сервисов как для медицинских работников, так и пациентов; дополнительные компетенции необходимые, чтобы ориентироваться в цифровой экосистеме здравоохранения, а также что изменится в работе врачей в ближайшее время обсуждали участники сессии «СИСТЕМНАЯ РЕВИЗИЯ АРСЕНАЛА ЦИФРОВЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ», которая прошла 11 июня 2024 г. в рамках XII Международного конгресса «ОргЗдрав – 2024. Эффективное управление в здравоохранении».
Участникам представили данные опроса, согласно которому 69% респондентов знает, что такое ЕГИСЗ - Единая государственная информационная система здравоохранения. Вместе с тем, по словам директора Департамента развития клинических сервисов ООО «Цифромед» Инны Ашенбреннер, 25% до сих пор до конца не понимают, что это за система.
«ЕГИСЗ – это многослойная, многокомпонентная конструкция, в которой есть много информационных систем, но базовый элемент – это медицинская информационная система, которая позволяет врачу, лаборанту, фармакологу работать непосредственно на земле, с пациентами, со своими устройствами и т.д.», - пояснила она.
Ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), д.м.н. Гузель Улумбекова напомнила слова Президента Владимира Путина: «Теперь главное средство производства – мозги. Нам нужно развивать технологии, строить университеты и готовить соответствующие кадры».
Представляя свою презентацию, эксперт подчеркнула, что здравоохранение – это индустрия знаний.
«Качество медицинской помощи и безопасность пациентов напрямую определяются знаниями в руках врачей», - уверена Гузель Улумбекова.
По ее словам, цифровые технологии, с одной стороны увеличивают поток знаний, а с другой – позволяют быстрее создавать и транслировать эти знания. Она убеждена, что внедрение цифровых технологий неизбежно, однако требует ресурсов, обученных кадров и преподавателей, а также преодоления рисков.
Ученый отметила, что в России есть проблемы с получением и обновлением знаний у медработников, тогда как за рубежом происходит бум трансляции знаний в здравоохранении. Вместе с тем, есть указание Президента и инструменты для ускорения трансляции знаний, осталось сделать «Территорию знаний», сообщила она.
«Но надо создать центры знаний, как сказано в Указе Президента, и эти расходы окупятся сторицей. Наши зарубежные коллеги просчитали, что на каждый вложенный рубль не менее 3-5 рублей дохода», - сказала ректор ВШОУЗ.
О перспективах внедрения ИИ в здравоохранении РФ рассказал администратор отдела внедрения технологий искусственного интеллекта ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России Игорь Еникеев. По его словам, цифровые технологии в медицине сейчас выходят на первый план. В первую очередь, это электронные медицинские карты, далее – телемедицина, персональные медицинские помощники и искусственный интеллект.
«Многие считают, что искусственный интеллект и цифровые технологии где-то далеко, на самом деле – нет. Это уже давно реалии, давно внедряется и несет позитивный контекст», - сказал он, обратив внимание на целый ряд правовых документов, которые это закрепляют.
Тем не менее существует ряд проблем внедрения ИИ в здравоохранение, которые предстоит решить: качество и доступность данных, соблюдение нормативных требований, этические и юридические аспекты, принятие ИИ среди клиницистов и др.