Врачебные ошибки и меры борьбы с ними обсудили участники "ОргЗдрав - 2024"

11 июня 2024

Врачебные ошибки, нежелательные события и действенные меры борьбы с этими явлениями обсудили участники круглого стола на ХII Международном конгрессе "ОргЗдрав - 2024".

Как оценить качество медицинских услуг? Сегодня часто приходится слышать, что основная задача здравоохранения - удовлетворенность пациента и населения. Основные принципы, которые декларируются в этой связи, - что профилактические мероприятия должны находиться в приоритете контроля, а сам надзор и контроль должны быть умными. Нужно не бояться обсуждать нежелательные события, самим находить, анализировать и исправлять допущенные ошибки.

"Такие же задачи ставит перед своими сотрудниками и Следственный комитет", - заметил модератор круглого стола Валерий Спиридонов, д.м.н., руководитель отдела судебно-медицинских исследований судебно-экспертного центра СК РФ.

По данным, которые он привел, за последние 5 лет в Следственный комитет поступило около 6 тысяч обращений о "преступлениях" медицинских работников. Подавляющее большинство этих дел были закрыты после предварительной проверки. В связи с ростом обращений граждан от следователей потребовалась дополнительная подготовка и знание специфики врачебного дела, а также владение ведомственными нормативными актами Минздрава. Были даже созданы специальные отделы.

Об одном из громких уголовных дел, связанных со смертью маленького пациента, участникам Круглого стола рассказал Руслан Калинин, к.м.н., врач - судебно-медицинский эксперт, медицинский юрист, ассистент кафедры судебной медицины РУДН им. Патриса Лумумбы. Как можно было в данном случае избежать допущенных ошибок?

Следствие установило, что ребенок с проблемами дыхания погиб в стационаре, в конечном счете, из-за того, что не был своевременно подключен к ИВЛ. Врач был обвинен в бездействии и этот приговор - 4 года лишения свободы был утвержден во всех судебных инстанциях, так как бездействие сегодня также образует состав преступления. Тщательное соблюдение нормативной базы Минздрава в данном случае могло бы защитить самого врача от столь сурового приговора.

" Стремление врача к совершенствованию, дополнительному обучению часто надо стимулировать. Образование и внедрение алгоритмов, навыки командной работы - другого пути нет",- считает Евгений Думаньян, заведующий отделением реанимации и интенсивной терапии N2 БСМП, г. Набережные Челны.

"Случай, который мы сегодня мы обсуждаем, как я считаю, не был напрямую связан с нарушениями чисто медицинских технологий и действий. Однако, по мнению правоохранительных органов, именно ограничение свободы врача должно было привести к улучшению его врачебной деятельности. Стоит задуматься, так ли это?" - также прокомментировал ситуацию со-модератор Егор Корчагин, главный врач КГБУЗ "Краевая клиническая больница", г. Красноярск.

Многих руководителей медорганизаций затронул и поднятый вопрос о проверках, которые в последние годы стали проводиться реже, смещаясь от плановых в сторону точечных, внеплановых выездных КНМ на основе индикаторов риска. Но оправдан ли мораторий на контрольные проверки медицинских организаций?

"Смещение в сторону профилактики - правильное. Сегодня мы понимаем, что медицинским работникам надо дать максимально полную информацию о тех требованиях, которых необходимо придерживаться в работе. Чтобы они в полной мере понимали, что в их деятельности может нести потенциальную угрозу для здоровья и жизни пациентов", - уверен Сергей Ковалев, заместитель начальника Управления организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Насколько значительна роль Национального института качества в снижении врачебных ошибок? Как ее можно усилить?

"В допущенной ошибке редко бывает виноват кто-то один. Нужно выстраивать грамотную систему, помогающую предотвратить нежелательные события и избежать ошибок. Выход - в стандартизации процессов и подходов", - считает Александр Запольский, д.м.н., проф., генеральный директор ФГБУ "Национальный институт качества" Росздравнадзора.

Не стоит забывать и о роли патологоанатомической службы РФ в контроле качества оказания медицинской помощи. "Наша патологоанатомическая служба не только представляет собой золотой стандарт диагностики, но и осуществляет внутренний контроль качества. Патологоанатомы ошибаются нечасто. Но они не должны быть зависимы от руководства медучреждений", - отметил Федор Забозлаев, д.м.н., проф., президент Российского общества патологоанатомов.

Рассуждая о роли СМИ в защите прав пациентов и создании позитивного либо отрицательного имиджа медицинского работника, обозреватель Lenta.ru Игорь Надеждин подчеркнул, что "в любых профессиональных сообществах трудно ожидать откровенных признаний о собственных ошибках. Во все времена люди стараются преувеличивать свои достоинства и умалчивать о недостатках. Поэтому хотелось бы обратиться к медикам словами из Библии "Врачу, исцелися сам". А СМИ, чем смогут, будут помогать",- сказал Игорь Надеждин.

.