Вынужденный переход на дистанционное обучение, ставший следствием пандемии коронавируса, вызвал массу критики со стороны и родителей, и преподавателей, кое-где в мире собирались даже митинги протеста. Свежее исследование показало, что не все так плохо в дистанционном образовании: по крайней мере ученики стали спать вволю.
Ведущий автор исследования Лайза Мельцер, детский психолог из Национального еврейского центра здравоохранения в Денвере, штат Колорадо (США), объясняет: "Детям не нужно тратить время на транспорт, им не нужно подготавливаться утром к школе - они могут проснуться попозже и выспаться!"
Денверские ученые собрали данные о количестве сна более чем у 5200 учеников из классов с шестого по 12-й по всей территории США в период с 14 октября по 26 ноября 2020 года. В те дни, когда ученикам приходилось быть в классе, только 20% учеников средней школы и 37% учеников старшей школы сообщали о достаточном количестве сна, то есть о девяти часах в случае средней школы и о восьми - в случае старшей школы. Но и в этих группах, достаточного сна, учащиеся сообщили, что спали больше, когда учились дистанционно.
Среди тех, кто учился онлайн, выспавшихся было 39% (в средней школе) и 57% (в старшей школе). Еще лучше обстояло дело со сном у тех, кто пользовался не общим, а индивидуальным графиком онлайн-занятий: выспалось более 62% учеников средней школы и более 81% старшеклассников.
Все школьники спали тем больше, чем позже у них начинались занятия, но даже если у онлайн-группы было одно время начала занятий с группой пришедших в класс, онлайн-учащиеся спали больше. А если сравнить онлайн-группы с общим временем начала занятий и с индивидуальным, видно, что индивидуалисты спят вообще вволю!
Если говорить уже о конкретном времени, то лучше всего со сном обстояло дело у тех, кто начинал занятия с 8:30 до 9:00. Это что касается средней школы. А в старшей больше половины учащихся высыпались, если очные занятия начинались не раньше 9:00 или если занятия были онлайн, а начинались с 8:00 до 8:29.
Хуже всего, по всей видимости, гибридное расписание: в нем как минимум один день индивидуального обучения, остальные распределены между онлайном по общему расписанию и иногда даже присутствием в школе. Ученики с таким расписанием имели сбившийся график сна и бодрствования, у них была и разная продолжительность сна в разные дни.
"И нерегулярный режим сна, и недосыпание имеют негативные последствия для здоровья подростков,- комментирует Лайза Мельцер.- Политикам и чиновникам от образования и здравоохранения важно учитывать, какие последствия для сна учащихся имеют раннее и непостоянное начало занятий в школе".