Ректор Высшей школы управления здравоохранением (ВШОУЗ) Гузель Улумбекова направила в Госдуму письмо с призывом к депутатам не голосовать за внесенный правительством проект бюджета на 2022-2024 годы, так как в нем значительно урезаны расходы на здравоохранение.
В 2022 году финансирование здравоохранения из всех трех источников (ФОМС, федеральный и региональные бюджеты) сокращается по сравнению с 2021 годом. Это происходит на фоне увеличения количества больных, нуждающихся в бесплатной медицинской помощи, роста смертности населения и нерешенных острейших проблем здравоохранения, подчеркивает Улумбекова.
"Принятие этого законопроекта в предложенном виде в части здравоохранения приведет к катастрофическим последствиям для отрасли, а значит, и для доступности бесплатной медицинской помощи пациентам", - цитирует автора письма "Независимая газета".
По подсчетам Гузель Улумбековой, государственные расходы на здравоохранение в 2022 году снизятся в реальных ценах на 1% к текущему году при запланированном уровне инфляции в 4%. В 2023-2024 годах эта тенденция сохранится.
"Это означает, что дополнительных средств на решение острейших проблем здравоохранения не предусмотрено. Циничные утверждения комитета по бюджету и налогам о "беспрецедентном росте" финансирования здравоохранения в 2020-2021 годах по сравнению с 2019-м, по сути, неверны", - заявляет Улумбекова.
Оксана Дмитриева. Член Комитета ГД по бюджету и налогам (Партия Роста) Министр труда и соцразвития РФ 1998г.
Если смотреть только федеральный бюджет, то действительно, по сравнению с предыдущим 2020 годом средств заложено меньше, чем ожидаемое исполнение по 2021 году. Понятно, что 2021 год был пандемийным, и все сравнивают его сейчас с 2019 годом. Конечно, все эти дополнительные расходы в 2020 и 2021 годах связаны с ковидом. Потребовалось в срочном порядке строить новые инфекционные больницы, создавать новые госпитали-трансформеры. И это все следствие проводившейся долгое время оптимизации здравоохранения.
Безусловно, Гузель Эрнстовна права в том, что здравоохранению нужны дополнительные средства, и я вносила соответствующие поправки, предлагая увеличить расходы по здравоохранению на 36 млрд рублей. При этом, поскольку речь идет о федеральном бюджете, нужно обратить особое внимание, что это должно касаться финансирования именно федеральных клиник. У нас очень любят теперь создавать программы, и в общем это, наверное, правильно. Но программы носят выборочный характер. Вот у нас есть, к примеру, программы по сердечно-сосудистым болезням, по онкологии. Но ведь здравоохранение этим не исчерпывается. Люди умирают и от желудочно-кишечных болезней, и от болезней, связанных с проблемами нервной системы, и от многих других. А если говорить об инфекционных болезнях, то еще недавно их профилактика и лечение вообще не были в числе приоритетов, и сплошь и рядом закрывались инфекционные больницы. Таким образом, при программном подходе очень легко потерять часть традиционных направлений, а также не заметить появляющиеся новые какие-то виды лечения и новые возможности здравоохранения. Поэтому первое, что необходимо, - это просто увеличить базовое финансирование федеральных клиник.
И второе - это необходимость увеличения финансирования медицинской науки. Тут сегодня все то же самое. Основную часть средств направляют по программам, а базовое финансирование в научном секторе Минздрава остается вообще ничтожным. К примеру, зарплата лаборанта-исследователя составляет всего 15 тысяч рублей, от 20 до 40 тысяч получает младший научный сотрудник. За степень кандидата наук идет надбавка в 3 тысячи рублей, за степень доктора наук - 7 тысяч. Такая ситуация в науке у нас везде, в том числе и в медицинской. Но менять ситуацию в медицинской науке особо важно, потому что они, как правило, находятся при лечебных учреждениях, а Минздрав основные средств, которые у него есть, направляет, конечно, на лечебные учреждения, клиники. В итоге научный, исследовательский сектор оказывается на еще более голодном пайке, чем медицинская часть.
У нас действительно приводилось много цифр о значимом увеличении расходов на медицину в 2020 и 2021 годах, и говорилось, что это была исключительная ситуация, связанная с пандемией. Но это неправильно: такой уровень должен сохраняться, поскольку он только частично компенсировал то недофинансирование здравоохранения, которое у нас было раньше. Ну и потом, здесь надо очень внимательно смотреть все перекрестное финансирование через межбюджетные трансферты, потому что из федерального бюджета средства идут в ФОМС, из региональных бюджетов идут тоже в ФОМС, и обратно. Там очень много таких потоков, "туда-сюда", и когда мы считаем чистый объем, то нужно все эти потоки учитывать.
Второе. Я задавал вопрос министру финансов Антону Силуанову, почему происходит снижение расходов на здравоохранение. Ответ зафиксирован в стенограмме Государственной Думы и выглядит так: в 2020 году у нас была пандемия, в 2021 году пандемии у нас не будет, поэтому расходы мы сокращаем. Как говорится, без комментариев.
Третье. В Государственной Думе Андрей Макаров показывал графики, согласно которым фактические расходы на здравоохранение в 2021 году не сократились, а выросли. Думаю, что действительно так и есть, но это не расходы на текущую медицину, а это дополнительные расходы, связанные с пандемией ковида.
Четвертое. Еще до пандемии динамика рейтинга России по доле расходов на здравоохранение выглядела так. В 2013 году мы были 91-ми в мире, в 2017 году - 121-ми. Об этом в четверг, 25 ноября я докладывал депутатам Государственной Думы.
Ну и последнее. Фракции КПРФ и "Справедливая Россия" в большинстве своем голосовали против бюджета на 2022-24 гг., поскольку этот бюджет предполагает экономию на человеке, и не только в отношении здравоохранения, но и в целом в области социальной политики, пенсий, и т.д. Многие расходы растут медленнее инфляции, которая в этом году по данным Росстата превысит 8%, по данным Центробанка - составит почти 8%.
Я убежден, что экономить на людях - это противоконституционно, и это античеловечно. Поэтому я приветствую обращение Гузели Улумбековой. Думаю, что если бы все вузовские профессора вели себя таким же образом, и требовали от депутатов, являющихся выпускниками вузов, не поддерживать бюджеты, которые экономят на человеке, у нас были бы другие бюджеты.
Мало того, как выясняется, такое же предложение было и в программе "Единой России" в 2011 году! А теперь мы видим, что они сами же отказались от его выполнения. Такое же предложение есть и у КПРФ. Но пока одни партии пишут программы, которые не собираются выполнять, "Справедливая Россия" вносит конкретные законопроекты. То есть, одни рассказывают о светлом будущем, а другие вносят проекты законов, чтобы это светлое будущее наступило. Причем, мы выходим не только с инициативами об увеличении расходов на здравоохранение, но еще и внесли пакет законов, дающих ответ, где взять на это деньги.