Ирина Мишина
Социальные сети уже заполнили посты с описанием течения и симптомов новой заразы.
"Ну всё, кажется началось. После новогодних праздников прилетает из-за границы люд и привозит с собой Омикрон. Это было ожидаемо. Одна моя знакомая в ходе общения с прилетевшим из Майями почувствовала сразу недомогание, у неё сразу же начался насморк и чихание. Причём подруга моя дважды привита "Спутником". Она пишет: "Заразилась от гражданина Америки-Уже 4-й день не выхожу из дома. Симптомы: непрерывное чихание, сильный насморк, ощущение, что вирус находится в определенном месте и щекочет слизистую. Написала подружке из Америки - в их семье все болеют с теми же симптомами, да еще и с болями в сердце. И у меня колет, хотя на сердце никогда не жаловалась", - пишет в своем Facebook блогер Максим Новиковский.
В Европе уже зафиксирован резкий рост числа заболеваний и госпитализаций. Там 5-я волна, похоже, уже стала печальной реальностью. Если судить по цифрам, которые публикуют другие страны, Россию ждет высокий скачок заболеваемости. Будет ли волна "Омикрона" такой же затяжной, как "Дельта", пока сказать трудно. Но то, что она побьет все антирекорды по числу заражений, уже очевидно.
"5-я волна коронавируса в Европе за последнюю неделю по сравнению с предыдущей дала повышение на 68% регистрируемых случаев заболевания коронавирусом. Число госпитализаций увеличилось на 5%, но при этом смертность упала на 9%. Можно предположить, что число госпитализаций в России вырастет примерно на 10-15% из-за более низкого количества вакцинированных по сравнению с другими европейскими странами. В этом примет участие и штамм Омикрон, добавится грипп и другие сезонные респираторные заболевания", - рассказала "НИ" доктор медицинских наук, ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова.
По мнению доктора медицинских наук, вирусолога Центра имени Гамалеи Анатолия Альштейна, новая волна коронавируса "накроет" Россию уже примерно через неделю: в конце января - начале февраля. Мы попросили Анатолия Давыдовича высказать предположения об особенностях этой самой новой волны.
"Во-первых, во многие страны, включая Россию, пришел штамм "Омикрон". Новый вирус и новая волна дадут больше госпитализаций при более высоком проценте заболеваемости. Что касается летальности, вопрос лукавый. Летальность от штамма "Дельта" составляла 3,5% от заболевших в России и примерно 1,5% от заболевших в странах, где уровень вакцинации выше, чем у нас. У "Омикрона" тоже есть летальность. Она пока составляет от 0,4 до 0, 8% от числа заболевших. Но тут опять же, как считать. В Великобритании статистика ведется более подробно и тщательно, с учетом возрастных категорий, привитых и не привитых, там делают больше тестов. У нас все по-другому. Тяжелые случаи ждать стоит, пневмонии будут диагностировать, но смертность будет ниже, чем при заболевании "Дельтой". Прививки от заражения новым штаммом практически не защищают. Но прививаться нужно, чтобы избежать летального исхода", - заявил "НИ" доктор медицинских наук, вирусолог Центра им. Гамалеи Анатолий Альштейн.
Судя по тому, как увеличилась заболеваемость во всем мире, очевидно: вакцины, которые были эффективны против "Альфы" и "Дельты", не сдерживают "Омикрон". Прививки продолжают сдерживать тяжелый ход болезни и уменьшают количество летальных исходов, но назревает очень важная задача модернизации вакцины.
"В Центре им.Гамалеи основа вакцины против штамма "Омикрон" сделана. Но она еще не прошла испытания, а это процесс достаточно долгий. Должны быть проведены испытания на безопасность и на образование антител. Нужен как минимум месяц испытаний на животных, потом месяц на людях. Клиническую эффективность можно анализировать параллельно с применением новой вакцины, но все равно нужно время", - рассказал доктор медицинских наук, вирусолог Центра им. Гамалеи Анатолий Альштейн.
Рост заболеваемости неизбежно ставит вопрос о расширении коечного фонда и увеличении числа врачей. Справится ли с этим наша оптимизированная и недофинансированная медицина?
Известно, что в России за год до начала пандемии коронавирусной инфекции число инфекционных коек было сокращено на 40%. Такие цифры привел не кто-нибудь, а министр здравоохранения Михаил Мурашко. По его словам, количество мест в инфекционных отделениях для взрослых уменьшалось с 2010 по 2019 годы. Перед оптимизацией в стране насчитывалось 35,4 тыс. мест, а в 2020 году - 25,1 тыс. инфекционных коек. Количество детских мест в инфекционных отделениях за тот же срок сократили на 23%, с 33,1 тыс. до 26,8 тыс. "К тому же существовала неравномерность доступности по стране данного вида медицинской помощи, недоукомплектованность врачами-инфекционистами, врачами-эпидемиологами", - заключил министр. Вдобавок к этому Мурашко признал, что более половины инфекционных больниц располагались в зданиях, которые не соответствовали условиям лечения.
Если вспомнить, за последний год коечный фонд под ковид несколько раз расширяли, а потом сокращали. Увеличение произошло в основном за счет временных ковид-госпиталей по типу тех, что развернули в Москве на ВДНХ. Мест вроде бы много, но тяжелое течение продолжают лечить всего в нескольких больницах: в 52-й ГКБ, в НИИ скорой помощи им. Склифоссовского и в Коммунарке. Попасть в эти клиники - большая жизненная удача.
"Наша система здравоохранения была оптимизирована, ее долгие годы недостаточно финансировали, как следствие и до пандемии был дефицит врачей, особенно первичного звена, не хватало также специалистов на селе. В результате не все пациенты имели возможность своевременно получить медицинскую помощь. И это усугубилось во время пандемии, когда треть мощностей здравоохранения была отвлечена на лечение пациентов с короновирусной инфекцией. В итоге, пострадали люди с другими заболеванями. В первый год пандемии (2020 год) по статистике на 16% снизилось выявление болезней кровообращения, на 17% - онкозаболеваний. Как следствие растет число запущенных случаев заболеваний. А если бы медработников и коек было бы достаточно, то с ситуацией было справится намного легче", - рассказала "НИ" доктор медицинских наук, ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова.
Вот насчет специалистов - в точку. В "красных зонах" встретить в качестве лечащего врача невролога или уролога - обычная вещь. И это еще большая удача, потому что эти специалисты в отличие от стоматологов (которые тоже лечат в "красных зонах") анатомию изучали-
В регионах это особенно ощутимо. В Липецкой области губернатор Игорь Артамонов из-за нехватки врачей принял решение на две недели приостановить оказание плановой медицинской помощи. Чиновник пояснил, что дефицит кадров связан в том числе с тем, что не менее четверти специалистов оказались на больничном. О катастрофической нехватке медиков заявляла министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская. Она объяснила это возросшей нагрузкой на поликлиники в условиях роста заболеваемости коронавирусом: скопление людей, по ее словам, привело к росту случаев заболеваний среди самих медработников.
Все это снова заставляет думать о противоэпидемических мерах - ношении масок, соблюдении социальной дистанции. "При омикроне, вне зависимости от того, вакцинированы вы или нет, носите в общественных местах респираторы ffp3, лучшие без клапана. И да, они многоразовые. В принципе на 20-24 часа один общим итогом. Если в день часа в день добраться до работы, то более чем на неделю выходит один. И вообще возвращается требование к маскам, социальной дистанции, санитайзерам для всех", - считает журналист Кирилл Шулика, которые ведет подробную статистику заболеваемости и летальности от коронавируса.
-Но пока многочисленные кордоны в метро продолжают пропускать людей без масок, а о социальной дистанции в общественном транспорте не приходится даже мечтать.