Три четверти врачей утверждают, что их зарплата до сих пор не достигла уровня, установленного президентом России еще майскими указами 2012 года. Это следует из результатов мониторинга Народного фронта, охватившего 25 тыс. респондентов. Согласно указам Владимира Путина, средний заработок врачей должен был повыситься до 200% от средней зарплаты по региону, а младшего и среднего медперсонала — до 100%. Однако реальные выплаты очень разнятся от субъекта к субъекту, говорят эксперты. В итоге это создает условия для миграции кадров, а значит, и дефицита сотрудников в самых «скупых» регионах. Решить проблему могут единая оплата труда и расширение поддержки врачей в субъектах, убеждены специалисты.
Разброс в зарплате медработников в разных регионах приводит в том числе к миграции врачей. В итоге в ряде субъектов, особенно с невысокими доходами населения, их не хватает, отметила в беседе с «Известями» ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова.
— Сейчас у половины врачей в стране оклад составляет менее 23 тыс. рублей, а у медсестер — менее 12 тыс. рублей. Из этой проблемы вытекает то, что врачам приходится перерабатывать, это приводит к их перегрузке. Второй аспект — существенные региональные различия в оплате труда медработников, иногда доходящие до пяти раз. В результате происходит миграция кадров в субъекты с более высокой оплатой труда, — отметила она.
Майский указ президента 2012 года был призван улучшить материальное положение врачей, но проблему с разницей в зарплате в разных регионах, к сожалению, он не решал, добавила эксперт. К тому же его полноценной реализации мешали проблемы с недостаточным финансированием российского здравоохранения, считает она.
— К сожалению, этого указа оказалось недостаточно, чтобы решить проблему. Оплата труда врачей за девять лет, к концу 2021 года, выросла только на 20% в постоянных ценах (то есть за вычетом инфляции), а обеспеченность ими в расчете на 1 тыс. населения осталась на прежнем уровне. У медсестер этот показатель вырос только на 9%, а обеспеченность ими и вовсе снизилась на 11%. Дело в том, что оплата труда составляет около 70% в структуре государственных расходов на здравоохранение. Естественно, если бюджет увеличивается незначительно — а каждый год по этой статье он растет лишь на уровень инфляции, — то откуда тогда брать средства на решение вопроса, — подчеркнула эксперт.
Подробнее см. "Известия"