Недавно в одном из регионов мы попросили нейросеть нарисовать портрет счастливого врача России, но кто-то грустно сказал, что «такого не найдете». Главная проблема отрасли – это уставший, перегруженный врач, труд которого недооценен и государством, и пациентами. А ведь общество ни один день не может прожить без врача, фельдшера, медицинской сестры.
В 2025 г., по сравнению с 2024 г., государственные расходы на здравоохранение из всех трех источников (ОМС, федеральный и региональные бюджеты) в текущих ценах возрастут на 13% (на 865,0 млрд. руб.), что с поправкой на инфляцию (4,5%) составит +8%. Дополнительные средства пойдут на реализацию национальных проектов, в том числе на обновление инфраструктуры здравоохранения, лечение гепатита С, сахарного диабета, продолжение программы по борьбе с онкологическими заболеваниями, а также на индексацию оплаты труда медработников по базовой программе ОМС на 13,2%. При этом для решения фундаментальных проблем здравоохранения средств не предусмотрено (подробно см. «Анализ расходов бюджетов бюджетной системы РФ по разделу «здравоохранение» на 2024 г. и плановый период 2025-2027 гг.»).
Это пять организационно-финансовых проблем: 1) дефицит кадров, связанный с недостаточной оплатой их труда; 2) недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях (оно только для тех, кто имеет льготы и редкие заболевания); 3) недостаточная квалификация медицинских кадров, во многом связанная с высокими трудовыми нагрузками, а также падением престижа профессии преподавателя в высшем и среднем медицинском образовании; 4) региональное неравенство в финансировании и оплате труда. 5) Пятая проблема, от которой зависит решение остальных четырех, - это недостаточное госфинансирование: в 2025-2027 гг. оно останется на уровне 3,4% ВВП. Плюс, такие организационно-управленческие проблемы, как рыночные принципы оплаты медорганизаций «за пролеченного больного»; несправедливые «эффективные контракты»; отсутствие нормирования труда; неоптимальная система контроля, базирующаяся не на профилактике нарушений в оказании мед помощи, а на заинтересованности страховых организаций в выявлении нарушений, вдобавок в жесткой привязке к клиническим рекомендациям (КР), что не всегда оптимально для пациента.
Надо не комплементарные речи произносить в духе «все хорошо», а ставить на повестку вышеназванные проблемы и искать пути их решения. А именно:
Хотела поблагодарить коллег за обратную связь на мой короткий пост по КР, опубликованный Медвестником на сайте «Врачи России». Многие из Вас просили предложения по решению этого вопроса - они представлены в справке «Повышение квалификации медицинских кадров в условиях ежегодного удвоения медицинских знаний и цифровой трансформации здравоохранения»).
А для тех, кто любит покритиковать J, замечу – клинический опыт у меня есть. После ординатуры 5 лет работала в реанимации больницы МПС (там был центр нервно-мышечной патологии РАН) с тяжелыми больными с миастенией, поэтому хорошо понимаю, что означает смотреть в глаза пациентам, молящим о помощи. И еще одно, любой труд в нашей врачебной профессии – клинициста, преподавателя, контролера и управленца – ВАЖЕН И СЛОЖЕН. Каждый из этих специалистов должен владеть своим спектром компетенций. Если, например, практикующего врача сразу сделать руководителем клиники – он НЕ справится, и, наоборот, если организатора здравоохранения поставить к хирургическому столу – он тоже не справится. Но дело у нас общее – эффективно помочь пациентам, поэтому каждый должен выполнять свой профессиональный долг.
Мне также иногда бывает горько, что за 25 лет в организации здравоохранения (а это моя специальность) мало что изменилось. Но все-таки кое-что мы с коллегами по ВШОУЗ сделали – это научные обоснования, без которых нет уверенности в правоте и веских аргументов; это общественные выступления, которые помогают доносить свою позицию; это частые встречи с коллегами в регионах, которые дают еще большую уверенность и поддержку; а также информационно-образовательная работа. Наверное, самая большая победа – это обоснование Постановления о соцвыплатах для медиков в конце 2022 г. (подробно о деятельности ВШОУЗ).
Все достигнутое стало возможным благодаря поддержке, подвижничеству и огромному труду моих коллег и наставников, замечательных профессоров и преподавателей – Р.С. Акчурина, А.А. Баранова, С.Ф. Багненко, И.Н. Денисова, Н.Ф. Измерова, А.Г. Чучалина, Е.В. Шляхто, Н.Д. Ющука и многих других, а также их коллективов.
Думаю, во многом проблемы здравоохранения связаны с разобщенностью нашего профессионального сообщества. Если у Вас будут дополнительные предложения, пожалуйста, присылайте по адресу: g.e.ulumbekova@vshouz.ru.